logo search
ответы на билеты госник

43. Методики определения организационной культуры.

Для того чтобы изучить, проанализировать сложившуюся корпоративную культуру необходимо, прежде всего, провести диагностику, т.е. «измерить» корпоративную культуру.

Существует много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих ту или иную культуру на макро- и на микроуровне. Так, Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать конкретную корпоративную культуру на основе десяти характеристик:

1. осознание себя и своего места в организации;

2.коммуникационная система и язык общения;

3.внешний вид, одежда и презентация себя на работе;

4.что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;

5.осознание времени, отношение к нему и его использование;

6.взаимоотношения между людьми;

7.ценности и нормы;

8.вера во что-то и отношение или расположение к чему-то;

9.процесс развития работника и научение;

10.трудовая этика и мотивирование.

Одной из самых известных методик измерения ОК является методика Камерона и Куинна. Эта методика получила название «OCAI» или «инструмент оценки организационной культуры». Данная методика позволяет выявить профиль текущего состояния организационной культуры, а также определить профиль предпочтительной культуры. Основной инструмент получения данных – анкетирование, затем осуществляется моделирование на этой основе. Авторы выдвигают 2 главных измерения, по которым культуры попадают в одну из 4 групп. Первое измерение построено на противопоставлении критериев гибкости, дискретности и динамизма с одной стороны и стабильности, порядка, контроля с другой стороны. Второе измерение: с одной стороны – стремление к внутренней ориентации, интеграции и единства, с другой – внешняя ориентация, дифференциация и соперничество.

В зависимости от полученных результатов сложившуюся корпоративную культуру в организации можно будет отнести к одному из 4 типов

Клановая культура - люди в такой организации объединены какой-либо разделяемой всеми системой ценностей. Организация подобна большой семье, люди выглядят имеющими много общего. Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремление помочь и научить. Успех – на базе человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности работников делом, заботой о людях.

Бюрократическая культура основывается главным образом на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Организация жестко структурирована и строго контролируется. Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации, плавного ведения дел в русле рентабельности, стабильности организации. Успех организации определяют надежность деятельности, гладкие планы-графики и низкие производственные затраты.

Рыночная культура базируется на господстве стоимостных отношений. Руководство и персонал такого типа организаций ориентируются главным образом на рентабельность. Главная цель – добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели. Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, агрессивности, ориентации на результат. Успех – на базе победы над конкурентами и опережении их. Главное – лидерство в своей области.

Адхократическая культура. Организация очень динамична и проникнута предпринимательство. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску. Успех – это обладание уникальной или новейшей продукции. Организация – лидер и новатор.