72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
|
Начало формы Мильтон, Милтон (Milton) Джон (9.12.1608, Лондон, — 8.11.1674, там же). Сын нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 окончил Кембриджский университет, получив степень магистра искусств. Уже в ранних произведениях Мальтона (сочинения философского характера, стихи на английском и латинском языках) сказалось его знакомство с философией Ф. Бэкона и др., его близость к пуританской поэзии: «L'allegro» («Жизнерадостный») и «II penseroso» («Задумчивый») — лирический диптих; драматическая поэма «Комус» — аллегория борьбы целомудрия с пороком. В 1638 Мильтон опубликовал элегию «Люсидас», полную намёков на религиозно-политическую борьбу в Англии. В 1638—39 жил в Италии, в 1639 вернулся на родину, чтобы выступить против т. н. епископальной церкви; борьба против неё была прелюдией борьбы против монархического строя. В период Английской буржуазной революции 17 века Мильтон — выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет «Ареопагитика» (1644, рус. пер. 1907). Книга «Иконоборец» (1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства, открывает полемику с роялистскими памфлетистами Англии и континентальной Европы. В двух памфлетах «Защита английского народа» (1650 и 1654) он выступил последователем тираноборческих теорий 16 в., поборником суверенитета английской республики. В 1649—1652 в должности «латинского секретаря» вёл международную государственную переписку; сотрудничал в официозном журнале «Меркуриус политикус» («Mercurius Politicus»). Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прерогатив парламента, отсутствие религиозной свободы, расправу с демократическим движением. В памфлетах 1659—60 предупреждает о том, что торжество Реставрации приведёт к возрождению тирании. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты. После реставрации Стюартов (1660) сочинение Мильтона «Иконоборец» и оба памфлета «Защита английского народа» были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, он вёл уединённую жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряжённого творчества им созданы поэмы на библейском материале «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), а также «История Британии» (1670). В первой говорится о закономерности восстания против самого бога. Мятежный образ Сатаны, при всём противоречии, которое проявил Мильтон в оценке его действий, титаничен и глубоко привлекателен, как и образы людей, нарушающих божью заповедь. Гуманист, боровшийся в нем с богобоязненным пуританином, определил сложный, противоречивый идейно-художественный комплекс поэмы. Вторая поэма Мильтона слабее, хотя и в ней содержится идея борьбы. Творческий путь он закончил блестящей трагедией «Самсон-борец» (1671, рус. пер. 1911), славящей неисчерпаемые силы народного сопротивления тирании. Творческого эволюция Мильтона шла от традиций Позднего Ренессанса к выработке самостоятельного стиля, в котором намечается общая классицистическая тенденция. Воздействие его на развитие европейской поэзии прослеживается вплоть до 30-х гг. 19 в. Английского поэта и мыслителя знали и высоко ценили в России 18—19 вв., и сам Мильтон проявил интерес к России, посвятив ей «Краткую историю Московии» (1682, рус. пер. под названием «Московия Джона Мильтона», 1875).
Конец формы |
Как всякая деятельность, развивающаяся в соприкосновении с обществом в целом и его раэнородными элементами, журналистика не может не подчиняться определенным нормам и правилам. Она оказывает сильное влияние на течение социальных процессов, а также иа жизнь конкретных людей, и именно поэтому необходимы механизмы, более или менее строго регулирующие ее активность. Регулирование осуществляется как извне, так и изнутри системы СМИ. Ключевым понятием для решения вопроса о том, что дозволено прессе и что не допускается, является свобода печати — а такой формулировке данный вощтос уже не одно столетие ставится в литературе и общественной практике.
Свобода печати принадлежит к числу необычайно сложных и противоречивых явлений, она стоит в одном ряду с такими великими ценностями цивилизации, как свобода духа, мысли, совести. Все эти завоевания культурной эволюции человечества реализуются при участии средств информации. Аяаняя взаимосвязь отражена в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г.: «Каждый человек имеет право на свободу своих убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
Однако даже международное согласие на столь высоком уровне не может положить конец дискуссиям о содержании свободы печати и поискам форм ее полного осуществления. Одна из причин заключается в том, что очень различаются подходы к анализу данного явления (философский, политический, экономический и др.). Другая связана с тем, что пресса на любом отрезке времени существует в конкретном социальном контексте, который оказывает решающее влияние на способы журналистской деятельности. Мы рассмотрим несколько концептуальных вглядов на свободу печати, порожденных разными социально-историческими обстоятельствами и факторами. Подчеркнем, что перед нами прежде всего теоретические построения, ни одно из которых не может быть директивно запрещено или, наоборот, возведено в ранг господствующего. Неверно также полагать, будто какой-либо способ рассуждений окончательно отмирает по истечении своего времени. Нет, любой из них остается в научном багаже, более того — в общественном сознании одновременно существуют и противостоят друг другу полярные суждения о свободе деятельности СМИ.
Исторически лозунг свободы печати возник на исходе средних веков, фактически синхронно со становлением журналистики как особого социального института. Но ему предшествовала глубокая, идущая с античных веков тради-;.}!.;•; размышлений и споров об идейных и политических свободах, о правах личности и ее взаимоотношениях с обществом. Традиция не пресеклась и на последующих этапах истории. Корень вопроса выражен, например, в произведениях русского философа Г.П.Федотова, который писал: «Наша свобода — социальная и личная одновременно. Это свобода личности от общества — точнее, от государства и подобных ему принудительных союзов. Наша свобода отрицательная — свобода от чего-то и вместе с тем относительная; ибо абсолютная свобода от государства есть бессмыслица.
Свобода в этом понимании есть лишь утверждение границ власти государства, которые определяются неотъемлемыми правами личности».1
Последовательными сторонниками ограничения всесилия государства выступали идеологи молодой буржуазии в период ее борьбы с изжившим себя феодализмом. Б их среде сформировался революционно-демократический взгляд на свободу печати. Образцол* выражения идей данной концепции является статья К.Маркса «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (1842 г.) — его первая публикация в массовой прессе. В это время автор занимает младогегельянские, отличные от материализма позиции в философии и революционно-демократические — в социальной теории. Он действует в условиях абсолютистского правления в Пруссии, накануне буржуазно-демократической революции.
Поводом для написания статьи послужила дискуссия в Прусском парламенте, посвященная новой цензурной инструкции. Наблюдая за тем, как размежевывались ораторы в зависимости от их сословной принадлежности, автор делает вывод об острой социально-политической актуальности предмета дебатов. Он излагает свое понимание свободы печати. Прежде всего, она революционна по настроению и целям. Заявляя, что революция народов совершается сначала не в материальной, а в духовной сфере, он называет прессу «самым свободным в наши дни проявлением дула». Основанием для данного утверждения послужил опыт буржуазно-демократических преобразований в ряде стран Европы, идейно подготовленных при участии прессы, призванной честно отражать современные общественные проблемы и способствовать их разрешению.
Революционность и историчность объединяются понятием «народность печати». Пресса является «зорким оком народного духа», «духовным зеркалом»,
служащим для познания народом самого себя. Под словом «народ» Маркс имел в виду демократическое большинство граждан и общегосударственные, а не узкие сословные интересы. Основным препятствием для осуществления этого идеала служит цензура в различных ее формах, которая отдает журналистику в монопольное распоряжение правительства, но не всего народа, Свобода печати должна быть абсолютной ~ в первую очередь абсолютно независимой от власти.
В противовес революционно-демократическому взгляду сформировался предпринимательский подход к свободе журналистской деятельности. Их различие выявилось в ходе тех же дебатов в Прусском парламенте. Когда оратор из городского сословия (из зарождающегося класса капиталистов) назвал свободу печати превосходной вещью и предложил приравнять ее к промысловой свободе, Маркс прозорливо определил это как «оппозицию буржуа, а не гражданина». С тех пор и до наших дней капитализм признает первоочередным свойством журналистики способность приносить прибыль. Собственник газеты подчиняет себе литераторов, которые привыкают смотреть на работу как на самоцель, а не средство выполнения обязанностей перед обществом. Поэтому тезис автора «главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом» несет в себе пафос борьбы за идейное раскрепощение журналистики.
Подобные столкновения взглядов наблюдались не только на территории Германии. По свидетельству историков, лозунг свободы печати «в его буржуазном толковании русские предприниматели от журналистики... выдвинули сравнительно поздно... А.И.Герцен... вкладывал в него революционный смысл и содержание он имел в виду свободу печати не для буржуазии, а для народа. А такие представители русской буржуазии, как Трубников, Краевский и другие, лозунг «свободы печати» стали употреблять лишь во второй половине XIX в., да и то сначала в официальных прошениях, а не в публичных выступлениях».2
В действительности духовное и материальное начала в СМИ не могут не примиряться — мы видели это, когда рассматривали вопрос о социальных ролях прессы. Тем не менее и по сей день объективные противоречия между ними не только выявляются на теоретическом уровне, но и прорываются в текущую жизнь редакций. Несколько лет назад много шума в Австралии наделало увольнение талантливого редактора журнала «ТЪе Bulletin». Он позволил себе опубликовать список «плохих» австралийцев, среди которых оказались бизнесмены — партнеры хозяина издательской компании. Конфликт между свободой творчества и коммерческими интересами в латентной форме сопровождает практику любой редакции, и мудрость руководителя журналистского коллектива заключается в том, чтобы не дать ему проявиться.
Классово-политический подход к свободе печати обычно выступает на передний план в моменты острых социальных столкновений. Например, в дебатах Рейнского ландтага отразилось нежелание представителей правящей аристократии делиться монополией на прессу с борющимися за политические права «низшими» сословиями. Тот же, если не более резкий антагонизм при-г.гвует в идеологии пролетариата, стремящегося отнять власть и собственность у буржуазии. В.И.Ленин вскоре после Октябрьской революции выявил это в следующей формуле: какая свобода печати? для чего? для к а к о-г о к л а с с а?3 Водоразделом между противоборствующими сторонами в теории и праг<тике прессы являются политические интересы, они же формируют и критерии оценки свободы: ее расширение для своей партии рассматривается как благо, особенно если достигается за счет оппонентов.
Нетрудно заметить, что подобной логики могут придерживаться лидеры не только классовых организаций, но и политических формирований, возникающих на иной базе: националистической, религиозной, экономической. Суть дела остается неизменной; во главу угла ставятся не равные права граждан и их объединений, а стремление к привилегиям одной социальной группировки в ущерб другим. Пресса и в самом деле способна до крайности углубить разделение общества по социально-политическим признакам, тем более когда она находится в чьем-то единоличном распоряжении. Но из этого не следует, что данная ее способность должна максимально полно реализовы-валъся в любой исторической обстановке. Наоборот, признавая несовпадение интересов и целей у разных социальных групп, а значит и политическую пестроту в журналистике, полезно бывает выдвинуть на первый план идею классового мира и согласия, поставить права личности выше партийных разногласий и т.д.
Классово поли', лческий подход к свободе печати основан на объективной АИ<]>ференциации общества, и его использование для анализа, следовательно, оправдано. Но он существует наряду с другими концепциями, среди которых отнюдь не занймаег приоритетного положения.
В связи с данной темой коснемся запутанного вопроса о первом правовом акте по вопросам прессы в Советской России ■— Декрета о печати (1917 г.). Его зачастую приводят в качестве примера тоталитарного притеснения оппозиционных изданий большевистскими властями. Обвинения строятся либо на неточном знании текста документа, либо на тенденциозном его прочтении. У вопроса о Декрете есть две стороны — юридическое содержание и практика применения. С правовой точки зрения он соответствует тем нормам, которые приняты, например, в современном российском законодательстве о СМИ. Согласно Дкрету, закрытию подлежали не буржуазные издания как таковые, а те, которые призывали к открытому сопротивлению правительству, занимались клеветническим извращением фактоз или призывали к уголовно наказуемым деяниям. В начале 20-х годов в Москве на законных основаниях действовало 220 частных издательств, в Петрограде — 99,4 наряду с прессой большевиков работала сеть изданий мелко буржуазных партий, в том числе сатирические газеты.'' Однако предусмотренный в Декрете механизм его действия допускал произвол в решении судьбы той или иной газеты, ибо оно принималось во внесудебном порядке, органами исполнительной власти.
Авторы Декрета резонно полагали, что он необходим лишь как временная форма регулирования в области журналистики и будет заменен подробным законодательством об ответственности редакций перед гласным судом. Но вместо этого начиная с 20-х годов в стране утвердился партийно-административный тип управления журналистской деятельностью, не опиравшийся ни на Декрет, ни на другие специальные юридические акты.
Правовой подход к свободе печати предполагает точное законодательное определение взаимных обязательств, возможностей и ответственности прессы, государства, юридических лиц, граждан в процессе массово-информационной деятельности Он принят в качестве главного в большинстве развитых стран. В Советском Союзе первым опытом в этом плане стал закон «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.). В России действует закон «О средствах массовой информации (1992 г.), который во многом воспроизводит и и то же время развивает концептуальное содержание союзного документа. Данный закон является центральным звеном сложной системы регулирования в области СММ, о чем пойдет речь в следующем разделе пособия. Сам он, в свою очередь, как бы вырастает из Конституции РФ, в тексте которой зафиксирована свобода слова и печати.
Самое существенное положение современной трактовки отношений журналистики с социальным миром изложено в ст.1 Закона:
«В Российской федерации
поиск, получение, производство и распространение массовой информации,
учреждение средств массовой, информации, владение, пользование и распоряжение ими,
изготовление, ггриобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации,
не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации». Ограничение прав общества выражается прежде всего в том, что не допускается цензура СМИ, т.е. требование от редакции предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и .материалов (ст.З). Со стороны прессы не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны (ст.4).
Общество и пресса как бы заключили между собой договор, обязуясь соблюдать взаимные интересы. Общество определяет санкции, которые вводит в действие, если журналисты нарушают поставленные условия. Но никто не решает за редакцию, какие материалы ей следует публиковать. Такое решение принимают редактор, редколлегия, автор — и они несут за него полную ответственность, С отменой предварительной цензуры резко возросли и профессиональный риск, и требования к эрудиции журналистов в специальных вопросах, особенно в правовых.
Такое положение соответствует нормам, принятым в мировом сообществе. Международный пакт о гражданских и политических правах, вступивший в силу з 1976 г., предусматривает, что пользование свободой слова «налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
а) для уважения права и репутации других лиц,
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод