53. Правовое регулирование деятельности сми
В связи с темой свободы печати рассматриваются в первую очередь отношения, которые складываются у журналистов с обществом в целом. Но правовые документы касаются и других отношений; редакции и учредителей, редакции и автора, автора и героя журналистского произведения и т.д. (чем скорее отмирает административное давление на журналистику, тем большee значение приобретает правовое регулирование ее деятельности.)
Одним из важнейших является вопрос о взаимодействии редакции и учредителя средства информации. Действующее законодательство предусматривает, что учредитель имеет возможность влиять на содержание СМИ в пределах, допускаемых уставом редакции и (или) договором с ней. Этими документами может быть предусмотрено утверждение прогpaммы редакции, назначение и освобождение от должности главного редактора, участие учредителя в определении прибыли, приостановка и прекращение выпуска издания. В стальном редакция работает на основе профессиональной самостоятельности какое-либо прямое вмешательство в ее производственную деятельность недопустимо и карается по закону.
Правда, полная независимость печати от учредителей не только лишена логики, но и чревата конфликтами. Основывая издание, любая организация тремится с его помощью защищать свои интересы. Учесть их, не нарушая суверенитет СМИ, удается в тех случаях, когда учредители не вмешиваются в мелочи производственной жизни, а действуют через людей: подбирают ведущих сотрудников, регулярно информируют и ориентируют журналистов, поддерживают с ними отношения товарищеского взаимодействия.
В закон о СМИ включены положения, определяющие отношения редакции с аудиторией: граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организации, общественных объединений, должностных лиц (ст. 38). Оформляя подписку на газету или журнал, читатели рассчитывают, что будут регулярно получать издание в том виде и с той периодичностью, которые были анонсированы редакцией. Подобные: ожидания резонно возникают и у зрителей телевидения ~ будь оно платным, кабельным, или государственным, существующим на средства налогоплательщиков. Однако нередко возникают конфликты из-за того, что у СМИ в течение короткого времени меняются хозяева, политическая и творческая платформа, тематическая ориентация.
Другая грань вопроса заключается в отступлении журналистов от принципа правдивости. Законодательство освобождает редакцию от ответственности за распространение ложных сведений только в тех случаях, когда они были получены из официальных источников, от информационных агентств и пресс-служб, являются дословным воспроизведением выступлений на официальных собраниях или были опубликованы без предварительного редактирования (например — прямой эфир), а также если воспроизводят выступления других СМИ.
В использовании средств информации обеспечивается привилегия депутатов законодательных органов. Их статус, закрепленный в специальных документах, дает им преимущественное право выступать в органах печати, по телевидении и радио. Редактирование представленных депутатом материалов без согласия депутата не разрешается.
Редакция и автор связаны сложнейшей сетью взаимных обязательств. Если под автором имеется в ииду штатный корреспондент, на него распространяются изложенные в Законе о СМИ права журналиста. В частности, он может отказаться от подготовки за своей подписью сообщения, противоречащего его убеждениям, излагать личные суждения и оценки в материалах, предназначенных к распространению за его подписью, использовать либо собственное имя, либо псевдоним и т.д. Детально отношения внутри редакции регламентируются трудовыми договорами, контрактами и иными соглашениями производственно-трудового характера.
Но авторами являются не только штатные сотрудники. На все материалы периодики распространяется действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.). Он имеет силу для произведений, объединенных общим признаком, — имеющих творческую природу, т.е. оригинальных, не повторяющих созданные ранее. Этот признак свойствен и журналистским материалам, от заметки до эфирной программы, как опубликованным, так и не увидевшим света. Создателю произведения принадлежат: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения, право на использование произведения, право на вознаграждение.
В своем развитом виде авторское право служит надежной гарантией защищенности интеллектуальной собственности в любом ее виде. Известный американский писатель и фельетонист А.Бухвальд выиграл у кинокомпании судебное дело «стоимостью» 250 тыс.долл. Он обвинил постановщиков фильма в заимствовании — но не сценария или других литературных материалов, а такой «мелочи», как идея картины.
Отечественное законодательство также предполагает наказание за плагиат. Этот термин не употребляется в юридических документах — в них говорится о заимствовании, но суть дела не меняется. Наказание (штраф, исправительные работы) полагается за выпуск под своим именем чужого научного, литературного, музыкального, художественного произведения или иное присвоение авторства, а также принуждение к соавторству.
Защите подлежит также неприкосновенность произведения, без согласия автора запрещается вносить в готовые материалы какие-либо изменения, снабжать их иллюстрациями, комментариями или пояснениями. Конечно, в журналистской работе без редактирования не обходится ни один оригинал. Но требование согласовывать правку с автором надо строго соблюдать. Незначительное вмешательство в текст способно переиначить его смысл, а замена подписи под фотографией иногда «переворачивает» ее содержание. Особенно часто такое случается с читательской корреспонденцией, которую журналисты наспех подгоняют под какой-нибудь привычный стандарт. Автор может добиваться восстановления произведения в прежнем виде или публикации сообщения о допущенном искажении смысла.
Надо заметить, что субъектом (носителем) авторского права выступает не только отдельный человек, но и средство массовой информации в целом. Газетный номер принадлежит всей редакции, поскольку он представляет собой не коллекцию заметок, а синтетическое коллективное произведение. Еще труднее разделить на части телевизионную или радийную передачу, где работа режиссера полностью сливается с творчеством оператора, ведущего и других специалистов. Вот почему в спорах по поводу авторства на равных участвуют как авторы конкретных материалов, так и редакционные коллективы.
Закон защищает права тех людей, кто становится объектом журналистского интереса. Усиление внимания к вопросам такого рода — заметная тенденция развития правовой базы прессы. Ст. 152 Гражданского кодекса гласит, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения, порочащих их честь и достоинство сведений.
В документах специально оговариваются ситуации, когда честь граждан задевают средства информации. Во-первых, граждане или организации имеют право на публикацию своего ответа в том же органе печати или эфирной программе, где вышел в свет затронувший их материал. Во-вторых, если доказано, что сведения не соответствуют действительности, это должно быть признано в опровержении, которое публикуется в такой же форме, что и прежнее, ложное сообщение.
Не только журналистам, но и опытным юристам бывает сложно разобраться, что именно считать порочащими сведениями. Согласно разъяснению Верховного Суда России, таковыми признаются не соответствующие действительности сведения, которые содержат утверждение о нарушении гражданином действующего законодательства или о нарушении моральных принципов (совершение бесчестного поступка, неправильное поведение и т.п.). Но нельзя путать такую дезинформацию с критикой действительных недостатков в работе и образе жизни человека. С другой стороны, умаление чести и достоинства в крайней форме может служить основанием для возбуждения уголовного, а не гражданского дела, если обнаруживаются признаки такого преступления, как клевета.
Запрет на распространение порочащих сведений является одним из случаев защиты частной жизни, неприкосновенность которой гарантируется Конституцией РФ и рядом специальных правовых актов. Под частной жизнью понимаются все вопросы бытия конкретного человека, которые он вправе решать самостоятельно, без вмешательства кого бы то ни было, включая средства информации. Лишением свободы, например, карается разглашение тайны усыновления, нанесение психической травмы человеку, чреватое доведением до самоубийства, разглашение содержания личной переписки и телефонных переговоров. Бесшабашность и бестактность, которые, к сожалению, свойственны многим журналистам, приводят именно к таким последствиям.
Конечно, по мере расширения и детализации законодательства о личных правах работать журналистам становится все сложнее. Возрастает количество исков к редакциям, в том числе и необоснованных. Но несмотря на издержки, создание прочной правовой базы под отношениями прессы с обществом и гражданами — это благотворный процесс. Его основное содержание заключается в том, что снимается налет субъективизма, пренебрежения интересами людей со всей журналистской деятельности. Заметим кстати, что под защитой правовых норм могут оказаться и сами редакции, если претензии к ним построены на пустом месте.
Кратко коснемся международных норм журналистской деятельности. Эта тема становится все более злободневной в связи с прогрессом в технике производства и доставки информации, не знающей уже фактически государственных границ. Мировое сообщество через свои органы приняло немало документов: регулирующих передачу информации с точки зрения общепризнанных правил. Среди них есть и давние (Конвенция о борьбе с распространением порнографии, 1923 г., Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира, 1936 г.), и сравнительно новые (Заключительный акт общеевропейского совещания в Хельсинки, 1975 г., Декларация ЮНЕСКО о средствах массовой информации, 1978 г., Принципы непосредственного телевизионного вегцания, 1982 г. и др.).
В мировой практике утвердились такие принципы, как,
- Запрещение пропаганды войны и милитаризма,
- использование СМИ в интересах мира,и взаимопонимания,
- запрещение пропаганды расовой к иных видов дискриминации.
Отечественное законодательство в основном соответствует общепризнанным нормам. Но при решении спорных вопросов далеко не всегда удается прийти к согласию. Мешают противоречия между интересами всего человечества и отдельных государств, корпораций, политических сил. Часто они принимают форму противоречий между неограниченной свободой информационных потоков и национально-государственным суверенитетом в этой сфере. Основная масса международных соглашений не имеют нормативной (обязательной) силы, а существуют как рекомендации. В результате власти в разных регионах планеты то и дело предпочитают собственные интересы мнению мировой общественности. Во время войны с Ираком США ввели военную цензуру на видеоинформацию с театра боевых действий. Тель-Авив в начале 90-х годов аналогичным образом подошел к материалам о выезде в Израиль бывших советских граждан. В Узбекистане официально действуют цензурные институты. Судебная палата по информационном спорам в России выступила с заявлением о грубом нарушении прав журналистов на доступ к информации во время военных событий в Чечне.
Приведенные правовые нормы относятся к наиболее общим вопросам функционирования СМИ.
Но в России существует еще многочисленное семейство документов, которые затрагивают относительно частные аспекты журналистского производства. Так, закон «Об обязательном экземпляре документов» обязывает редакции-СМИ бесплатно доставлять экземпляр своей продукции в библиотеки, фонотеки и другие хранилища. Без этого невозможно обеспечить регулярное накопление социально значимой информации и, следовательно, познание обществом самого себя.
Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ» определяет порядок использования средств информации официальными лицами и учреждениями, от Президента до депутата законодательного собрания.
Закон «О государственной тайне», хотя в нем прямо не говорится о СМИ, имеет непосредственное отношение к журналистике, ибо он дает понятие тайны и регламентирует ответственность всех лиц, причастных к ее хранению и разглашению.
Указ Президента «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» устанавливает строгие правила публикации рекламных материалов. Фонд законов, касающихся СМИ, непрерывно пополняется и обновляется.
Развитие законодат базы:
27 апреля 1917 – постановление Временного прав-ва «О печати», печать и торговля печатными из-ми свободны, применение к ни административ взысканий не допускается
10 ноября 1917- «Декрет о печати», Ленин, контрревол пресса подлежит закрытию, решение принимает совет народных комиссаров
28 января 1918 – декрет о революционном трибунале печати
11 января 1918 – декрет о госуд изд-ве
27 декабря 1991 – закон о СМИ
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод