logo search
ответы на билеты госник

28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.

Осн-ми задачами профес-ной деят-ти специалиста по СО яв-ся:

1).Анализ проблем международной и отеч-ой инф-ии;

2).Выполнение фун-ий референта, менеджера, эксперта и консультанта в области СО;

3).Орг-ция и руководство пресс-центром, пресс-службой, отделом по СО, центром общ-ных связей;

4).Анализ и формир-ие общест-ого мнения;

5).Проведение рекламных, пропагандистских, инф-ых кампаний, орган-ия протокольно-деловых мероприятий.

Областью профс-ой деят-ти для специалистов по СО яв-ся установление взаимовыгодных связей орган-ии с различными видами общес-ти.

Цель работы – создание положит-ого имиджа и управление им («продажа» имиджа, формир-ие паблисити), разрешение кризисных ситуаций.

Осн. виды профес-ой деят-ти: инф-но-творческая, социально-псих-ая, инфор-но-ком-тивная, рекламно-инф-ная, инф-но-аналитическая, инф-но-референтская, инф-но-управленческая, куль-но-просветительская, организационно-рекламная, инф-но-социологическая, научно-исследовательская.

В 1991 г. была основана Российская Ассоциация по СО (РАСО). РАСО имеет важное значение для становления отеч-ой с/мы образования в области СО. В 1993 г. при Ассоциации была создана Школа менеджеров ПР. На базе Школы за период с 1995 по 1997 гг. прошли обучение 370 специалистов по СО из разных регионов Р-ии и стран СНГ. В 1997 г. Школа была преобразована в автономную структуру при РАСО и названа Центром подготовки менеджеров PR. Используя свои международные связи, РАСО оказывает содействие в подготовке и переподготовке кадров ч/з систему стажировок в зарубежных профес-ных PR-агентствах и компаниях.

Специалистов по СО готовят сегодня не только в Санкт-Петербурге и Москве, география высшего PR-образования стремительно расширяется. Однако ведущие центры обучения по-прежнему находятся в Санкт-Петербурге и Москве (СпбГУ, ЛЭТИ, СпбГПолитехническийУ, МГИМО, МГУ, ГУ ВШЭ и некоторые другие вузы). Часто это не отдельная специальность, а курс в рамках другой программы.

В ведущих вузах страны распространена практика привлечения к преподавательской работе специалистов из агентств и фирм. Система привлечения к преподаванию практиков приближает студента к полю его будущей деят-ти, позволяет и более эффективно организовать его стажировку в агентствах, вплоть до непосредственного участия в реализации тех или иных проектов.

Академические программы PR-образования на сегодняшний день весьма различаются по содержанию, длительности, приоритетным формам обучения. Объясняется это не только новизною, «неотработанностью» курсов PR, но и естественным размежеванием программ в зависимости от специфики вуза, контингента студентов и других факторов.

Существующий гос-ый стандарт специальности оправданно дает лишь общие ориентиры курсов. Следует ожидать дальнейшего развития вузовского PR-образования по двум основным направлениям. Академические программы, рассчитанные на несколько лет обучения, где в комплексной форме студенты будут изучать «СО» и смежные с этим предметом дисциплины. Второе направление предполагает краткосрочные курсы – автономные или интегрированные в программы по другим предметам.

В провинции с преподаванием PR сложилась весьма противоречивая ситуация. В одних городах возникли учебные центры краткосрочного обучения, а в институтах и универ-ах – кафедры и отделения PR. Но при этом бурное развитие на «местах» образовательной деят-ти по специальности нередко происходит в отрыве от конкретной предпринимательской или гос-ой деят-ти.

Несмотря на опред-ые успехи профес-ого PR-образования, в нем существует немало проблем.

  1. Во-первых, многие программы ориентированы не столько на саму новую дисциплину, сколько на предыдущие знания преподавателей того учебного заведения, где в связи с естественной переориентацией стали готовить специалистов по СО. Поэтому очень часто в программах по PR некоторых вузов м. встретить необоснованный перекос в сторону к знаниям, к-ые не яв-ся определяющими в работе будущего PR-специалиста, с ущербом для более значимых аспектов будущей профессии.

  2. Во-вторых, в методике преподавания часто наблюдаются две крайности: либо только академические лекции, либо бесконечные и непонятные по целям и задачам так модные ныне тренинги.

  3. Далеко не все специалисты-практики охотно идут на контакт с вузами. Кого смущает кажущаяся рутинной преподав-ская деят-сть, а кто и не боится ее, тот не согласен с мизерными окладами, да и время в своей фирме – на вес золота.

  4. Краткосрочные курсы часто бывают далеки от провозглашенных их создателями целей, а некоторые в лучшем случае служат источником легкого дохода. В их программе освещаются следующие вопросы: роль PR в рыночной эк-ке, СО в системе менед-та и маркетинга, моделирование и орг-ция оптимальных структур поСО, планирование и программирование в PR, проведение эффективных PR-кампаний, создание имиджа фирмы, престижная фирменная реклама, особенности работы со СМИ, псих-кие аспекты PR-деят-ти фирмы, деловые комму-ции при работе с инф-ей, деловой этикет. Краткосрочные программы обучения действуют в ряде вузов, а также в PR-агентствах. Занятия ведут специалисты-практики в области паблик рилейшнз, преподаватели ведущих вузов страны.

Существует также такая форма обучения, как тренинг-семинары. Цель его – дать базовое представление об осн. направлениях деят-ти PR начинающим специалистам, работающим в крупных многонациональных и российских компаниях, и необходимые практически навыки эффективной работы в данной области. Обучение проходит с использованием ролевых и деловых игр, видеосъемки с дальнейшим обсуждением выполнения поставленного задания участником, тестирования, отработки опр. навыков и умений.

Типовые профессии специалистов в области ПР.

1) Менеджер по PR. Специалист осуществляющий общие ф-ции в рамках PR компаний. Ф-ции могут быть связаны с подсчетом затрат, составлением графиков, так и ф-ции непосредственно связанные с реализацией PR акций.

Особ группа менеджер по работе с клиентами – специалисты кот оформляют и ведут (контролируют) выполнение договора с клиентом.

2) Пресс-секретарь/пресс-атташе. Коммуникатор, доносящ до жур-тов инфо до и от Суб. ПР. Не может давать свое мнение, отличное от мнения фирмы, кот он представляет. Часто используется для дезинформации.

Ф-ции пресс-секретаря – нивелирование последств неудачных заявлений фирмы. Часто исп-ся при пробл связанных со здоровьем, проведение пресс-кнференций, брифингов, дружба с прессой. Часто ф-ции спин-доктора. Освещен событий в СМИ. Когда негативное освещение Босса, нужно переориентировать общ мнение.

3) Спиндоктор (врач вертящий). Лечит освещение событий в СМИ (корректирует). Когда публикации в СМИ нач приобретать негат окрас, необходим переключение общ. мнения. Часто оч крайние ср-ва – переключить общ-ть на др. событ. «Хвост вертит собакой». Ожидание события – само соб – освещен соб – это разные вещи, т.к. освещая событие, создается символич реал-ть, дается своя трактовка событий.

Работа спин направ на выпячивание благоприят событий и скрытие неприятных.

Разница между журналистом и спиндоктором:

Цель сообщ: д/журн – факт, событие, д/спин – освещение соб в нужном ракурсе.

Целевая аудитория: д/журн – публика, читатели, д/спин – журналисты.

Основн технология – управление новостями с пом 3х рычагов: 1. отбор событий (заметить/не заметить), 2. придание значимости, 3. организация динамики событ, т.е. его раскрутка или торможение. Раскрутка – всемирное продление жизни события, торможение – всемирное сокращение жизни события.

4) Специалист по кризисным коммуникациям. Похож на спин, но работает с масс. сознанием в кризисных ситуациях, не обусловленных действиями власти.

- сокращение числа управляемых параметров.

- смещение интересов и реакций в сторону первичных.

- изменяются каналы массовой коммуникации.

Задача – вывод из стрессов состояния, преодоление атомизации (разобщенности) людей, возвращение управляемости социумом.

Способы:

- перевод паники в простые понятные действия.

- пытается показать, что властью прилагаются усилия по изменению ситуации (надежда, отвлекает от анализа причин).

- дать выход негатив эмоциям по фиксированным каналам (канализация агрессии).

- отказ от показа негативной реальности во всей полноте.

5) Спичрайтер. Речь – вербальное отражение мира, речь выводит людей на общественное из индивидуального. Как правило, речи пишет группа специалистов, не без участия первого лица.

Соотношение написанных речей и того, что произносится.

профессиограмма специалиста ПР (исследование)

идеальная программа обучения:

В самую малую, центральную окружность включены предметы, имеющие особое значение для практики в области ПР. Во втором по величине круге – предметы, связанные со сферой человеческого общения. В третьем и самом большом круге представлены предметы общего и гуманитарного характера, имеющие большое значение при подготовке высококлассного профессионала.

Также существуют определенные требования к студентам, обучающимся на специальности ПР.

Студенты должны помнить, что им необходимо иметь сильную базу в области общественных наук, чтобы понимать, как человек общается, как приспосабливается к изменениям, ведет себя в небольших группах, организациях и общественных структурах. Важно также понимание человеческих нужд, причин поступков и методов убеждения человека, того, как он приспосабливается к изменениям и в каких обстоятельствах ему лучше всего.

Кроме всего, студент должен разбираться в политических системах, теории государственного управления и менеджмента.

Необходимо развивать мастерство в журналистике, редактировании, ораторском и, особенно, дизайнерском искусствах, пользуясь при этом возможно более широким набором методов общения с помощью современных технологий.

Для успешной карьеры в ПР необходимы не только знания академических дисциплин, но и некоторые другие качества, которые не всегда можно легко определить на экзаменах.

Качества, необходимые специалист у ПР, условно можно разделить на 3 сферы:

  1. Коммуникативная сфера.

  2. Эмоционально-волевая сфера.

  3. Познавательная сфера.

Конечно, нередко очень сложно определить, к какой сфере относится то или иное качество. Вот, например, такое важное качество, как организаторские способности. Его трудно отнести к одной из этих трех сфер, оно является вплетенным в эти сферы и интегрирует их. Поэтому такое разделение можно считать условным, формальным.

Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

  1. Коммуникативная сфера.

Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. субъекту ПР постоянно приходится иметь связи с другими людьми и умение налаживать и поддерживать контакт является необходимым для специалиста ПР.

Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество человека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и наличие этого качества является необходимым условием эффективной деятельности специалиста ПР. Сюда же можно отнести и умение выслушивать другого человека, способность воспринять точку зрения другого. Высокий уровень развития этих качеств поможет специалисту ПР легче устанавливать контакт с другими людьми, находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон.

Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - это ораторское мастерство. Развитие этого качества у субъекта ПР необходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее и эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудно осуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал.

,, В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления,, [10].

Существует множество приемов завоевания аудитории, правил достижения эмоциональности выступления. Специалисту ПР необходимо не просто ознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести в свою жизнь и постоянно использовать.

Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденный талант оратора,, , но благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно стать блестящим оратором. Это так необходимо субъекту ПР!

Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.

По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом [12].

Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников. [ 3 ].

При постоянном общении с людьми специалисту ПР необходимо знать о невербальных видах коммуникации и применять свои знания на практике.

Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми должен обладать специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувство юмора и личное обаяние – т.е. способность привлекать людей, направлять и удерживать внимание окружающих и благодаря этому завоёвывать успех.

Существует также технология личного обаяния, которую важно знать и применять с ПР. Занятия по физиогномике помогают ,, читать по лицу ’’ собеседника, партнёра на встречах, переговорах.

От того, насколько развито это качество у специалиста ПР может зависеть многое. Мы прекрасно знаем, что первое впечатление о человеке хоть и может быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую роль в принятии решения.

Следующая сфера. Эмоционально-волевые качества Л.

В эту группу входят такие качества, как:

Ещё одно важное качество – потребность в достижениях, стремление к достижениям. В стремлении к достижениям отражена фундаментальная человеческая потребность в достижении цели. Хотелось бы здесь привести любопытное исследование.

На основе изучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребности был выделен ряд особенностей:

  1. этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблем;

  2. они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был рассчитан и предсказуем;

  3. люди имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием [13].

Приведённое исследование наглядно показывает значимость этого качества для успешной работы.

Последняя группа качеств – познавательная, когнитивная сфера. К этой сфере относятся такие качества, как:

Итак, мы разделили все профессионально-важные качества субъекта ПР на три сферы и дали объяснение выбранным нами качествам.

Теперь объединяем все эти три сферы и получаем теоретический вариант профессиограммы специалиста по связям с общественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах к анализу деятельности ПР.

Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества.

  1. Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям.

  2. Организаторские способности.

  3. Самообладание, самоуправление

  4. Уверенность в себе.

  5. Адекватная самооценка, критические способности.

Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих:

- Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может отражать показатель ,,Направленность на общение,, )

- Ораторское мастерство ( опыт ).

- Оптимизм (показатель ,, Направленность на дело,, , ,,Самооценка,,)

- Жизнерадостность и чувство юмора (,,Самооценка,, ).

- Личное обаяние ( ,,Направленность на общение,, , ,, Самооценка,,).

- Эмоциональная уравновешенность (,,Коммуникативные склонности,, , ,,Организаторские склонности, ,,НО,, , ,,СО,, ).

- Активность(,,НД,, ).

- Настойчивость(,,Направленность на себя,, , ,,НД,, ).

- Работоспособность (,,НД,, ).

- Ответственность (,,НС,, , ,,НД,, ).

- Потребность в достижениях (,,НС,, , ,,НД,, ).

- Здравый смысл (опыт ).

- Гибкость ума (опыт ).

- Инициативность (опыт ).

- Креативность.

Безусловно, встретить человека, который обладал бы всеми этими качествами в совокупности и у которого все они достигали высокого уровня развития очень сложно. Это – идеал специалиста ПР. Но мы можем говорить об изначальных требованиях, предъявляемых человеку, начинающему профессионально-ориентированное обучение.

Основные виды ПР-деятельности: (вывести из этого профессию)

- правительственный пр – имидж страны, минист-ва, института, президента

- политич. Пр – избирательные технологии

- финанс. Пр – ценные бумаги, грамотное провед-е кцион.собраний, подготовка документов

- банковский пр

- кризисный пр – как работать в условиях кризиса, распр-е слухов, дезинфо

- пр общ-х орг-ий

- пр для бизнеса, для коммерч.структур

- пр для атомных станций

- пр силовых структур

- междунар. Пр

Профессиональные хар-ки пр-мен:

- здравый смысл

- отличные организаторские способности

- разумные суждения, объективность, острое критическое восприятие

- богатое воображение и способность понимать точку зрения другого

- невозмутимость

- предельное внимание к деталям

- живой ищущий м

- желание работать много и в одиночестве

- жизнерадостность, чувство юмора

- любовь к людям

- умение грамотно, хорошо писать и говорить