logo search
ответы на билеты госник

31. Специальные pr-мероприятия.

Специальные события – это мероприятия, проводимые организацией в целях привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности и продуктам. Спецсобытия призваны нарушить рутинный и привычный ход жизни организации и окружающей ее среды, стать событием для целевой аудитории. Проведение спецсобытия предполагает некую объективную причину или повод, однако, при отсутствии явного повода его можно создать и сделать из повода событие.

Успешное спецсобытие требует подготовки более серьезной, чем это обычно предполагается зрителями, участниками и приглашенными. Начать следует с четкого определения цели, согласования ее со всеми заинтересованными сторонами. Цель нужно довести до сведения всех участников подготовки мероприятия. Это помогает избежать разнонаправленности действий и достичь принципиальной скоординированности усилий. Цель может быть конкретизирована перечнем задач. Например, целью «круглого стола» может быть поиск путей решения социально-значимых проблем. Эта цель предполагает решение задач: пригласить представителей заинтересованных сторон, построить схему обсуждения проблемы, обеспечить информирование общественности о ходе и результатах дискуссии.

Цели и задачи спецсобытия определяют круг участников и их роли, состав приглашенных. Далее разрабатывается детальная программа и сценарий, расписанный по минутам. Все возможные варианты отклонений от сценария необходимо предусмотреть заранее. События не должны выходить из-под контроля. Экспромтов и сюрпризов для организаторов спецмероприятия не должно существовать – их следует оставить для публики.

Мероприятия, имеющие значение для общественности более широкой, чем сами участники, предполагается освещать в СМИ. Важно подготовить необходимые условия для работы журналистов: стулья, розетки для аппаратуры, средства связи – иногда пресс офисы с телефоном, факсом, компьютером, напитки и закуски. Отсутствие условий для своей работы на объекте журналисты воспринимают как пренебрежение конкретным СМИ, общественным мнением и потому освещение может получить негативный оттенок.

При планировании спецмероприятий целесообразно использовать подход, включающий в себя следующие осн. постулаты:

а) Нужны креативные идеи. Однако при разработке креатива принимается во внимание долгосрочное позиционирование орг-ии, чтобы креатив и долгосрочное позиционирование не вступали в противоречие друг с другом. Например, если вы позиционируете свою фирму как орг-ию по обслуживанию VIР-клиентов и по реализации дорогих товаров / услуг, не увлекайтесь прямой почтовой рассылкой среди обширной и разнообразной по доходам и уровню жизни аудитории.

б) При построении начальных элементов вашего мероприятия имейте в виду ключевые элементы вашего позиционирования — «предоставление передовых технологий», «индивидуальное обслуживание», «надежное и простое в обращении оборудование».

в) Планируя спецмероприятия, находите такие базисные элементы для него, которые могут использоваться и повторяться в течение долгого времени, например, в течение года, в ходе других мероприятий. Тогда все эти мероприятия будут запоминаться на более долгий срок, тем самым вы создадите «зонтик» для всего набора мероприятий.

Требования, предъявляемые к спец.мероприятиям:

1. Определение целей мероприятия. Осн. вопрос — какие цели необходимо достичь. Часто бывает поставлена не одна, а несколько почти равнозначных целей (установить или укрепить отношения с конкретными людьми; предоставить потребителю новую инф-ию или дополнить старую; развить диалог, т. е. протестировать идеи или новые товары / услуги; повысить осведомленность ауд-ии о торговой марке).

2.Знание и определение цел. ауд-рии. Зная или предполагая, какая ауд-рия гостей, участников и посетителей будет присутствовать на мероприятии, можно представить себе, что их интересует, на какую инф-ию и каким образом преподнесенную возможна их полож-ая реакция. Необходимо избегать той частой ошибки, когда планируются и проводятся мероприятия, ориентированные одновременно на различные аудитории. Самые успешные мероприятия - это те, после проведения которых большинство представителей цел.группы понимает, что это мероприятие было организовано именно для них. Тем самым создается солидарное (среди участников этой ауд-ии) ощущение сопричастности и комфорта.

3. Факторы времени. Планируемое спец.мероприятие, в зависимости от политики орг-ции, должно хорошо сочетаться с другими событиями в календаре региона, страны и с международными мероприятиями. Планирование мероприятия должно проводиться заранее, так как в дальнейшем потребуется значительное время для его орг-ции, обеспечения финансирования, подготовки персонала и составления документации. Факторы, влияющие на выбор времени проведения мероприятия: 1) Число участников мероприятия, а также качественный состав (чем выше статус участников, тем больший срок им требуется для включения данного мероприятия в свои планы; статус участников может также повлиять на выбор времени суток проведения мероприятия - например, вечером, после окончания рабочего дня); 2) Совпадение даты мероприятия с праздниками, выходными, спорт. мероприятиями, междунар.событиями.Такое совпадение может играть как полож-ую, так и отриц-ую роль,надо учитывать 3) Необходимость учесть личные, семейные интересы участников. Так, при планировании проведения спец.мероприятия в свободное от работы время (в выходные, праздники) можно предусмотреть прибытие участников вместе с семьями, но для семей участников желательно организовать отдельную программу развлечений; 4) Действующие скидки на арендуемые помещения в опред. периоды. Запланировав мероприятие именно на такой период, можно снизить его общую стоимость.

4.Бюджет. Необходимо принципиально решить, израсходовать весь бюджет на одно впечатляющее мероприятие или на серию мероприятий среднего уровня либо же вообще принимать участие в мероприятиях, проводимых другими орг-ми.Нужно учитывать: аренда помещения (участка) или плата за используемую площадь; аренда аудиовизуального оборудования и линий связи; обеспечение питания участников мероприятия; подготовка и публикация объявлений (рекламы мероприятия), печатание приглашений; оформление помещения и т.д.

5. Действия конкурентов. Отслеживайте, что ваши конкуренты делали в прошлом и что они делают сейчас; как это воспринимается общественностью. Из их успехов и неудач вы можете сделать выводы.

6. Предварительное иссл-ние и план действий после проведения мероприятия. Необходимо проанализировать проведение вами спец.мероприятия в прошлом: какая ауд-рия планировалась и какая была в действит-ти, насколько удалось представить публике (обсудить вопросы) то, что планировалось, каким был окончательный результат проведенного мероприятия (рост продаж, повышение количества контактов с нужными лицами).

7. Персонал. Рассматривая возможность проведения мероприятия, необходимо представлять себе те людские ресурсы, которые потребуются для подготовки мероприятия, его проведения и закрепления результатов с последующим подведением итогов.

8. Работа со СМИ при подготовке, проведении и после мероприятия. В большинстве случаев при подготовке, проведении и закреплении результатов мероприятия требуется привлечение СМИ. Если СМИ будут привлекаться к информированию о предстоящем мероприятии, то в какой форме — в форме статей (РR) или в виде рекламных модулей. При проведении мероприятия в течение нескольких дней возможно усиление эффекта от мероприятия и привлечения новых участников за счет его освещения в СМИ: можно сообщить какую-то допол-ную инф-цию через СМИ либо с их помощью охватить ту часть цел. ауд-ии, которая не присутствует на мероприятии.

Церемония открытия нового корпуса производственных мощностей, нового завода направлена на укрепление имиджа, улучшение репутации компании среди инвесторов, акционеров, дистрибьюторов, потребителей. Демонстрация современного оборудования и последних технологий косвенно свидетельствует о возможностях обеспечения высокого качества продуктов. Демонстрация хороших условий работы помогает привлечь лучшие кадры. Кроме того, церемония открытия способствует укреплению корпоративного духа и лояльности занятых. Улучшаются отношения с местной общественностью, поскольку в районе создаются новые рабочие места. Официальное открытие нового магазина направлено на привлечение внимания новых покупателей и партнеров.

Необходимость в паблисити делает участие в церемонии открытия значимым не только для бизнеса, но и для политиков, государственных должностных лиц и неприбыльных организаций. Открывая новый корпус университета, делового центра, новую школу, больницу, политик или представитель администрации города усиливает позитивные стороны своего имиджа, что обеспечивает ему дополнительную поддержку на выборах. Представители открываемых школ или больниц могут быть заинтересованы в церемонии открытия с участием представителей городской администрации, поскольку она создает им новые возможности известить общественность о своих достижениях или нуждах. Официальное открытие медицинского или образовательного учреждения часто обнародует серьезную общественную проблему и служит стартом для развертывания фандрайзинговой деятельности – сбора средств на решение социально-значимой проблемы или задачи.

Церемония открытия может быть полезной не только для заводов, магазинов, ресторанов, отелей, мостов, но и для определенных типов офисных помещений, складов, транспортных станций. Аналогом мероприятия открытия служит церемония закладки судна или спуск его на воду, торжественный полет, вояж или автопробег по новому маршруту.

Выбор персоны, лично открывающей объект, предполагает несколько альтернатив. Это может быть мэр города, министр или представитель городской администрации, представитель ведомства, курирующего сферу деятельности объекта, парламентарий, известный спортсмен, артист, общественный деятель. Критериями выбора служат – масштаб события и общественная значимость официальной персоны, ее доступность и заинтересованность. Для артистов или спортсменов критерием может служить цена, если спецсобытие – не благотворительная акция. Общественный статус персоны прямо пропорционально влияет на интерес СМИ к церемонии. Участие в церемонии мэра может обеспечить больше шансов для широкого и подробного освещения события СМИ, чем участие менее известного депутата. Чем выше статус приглашенных лиц, тем выше интерес СМИ к церемонии, тем более широко она будет освещена. Однако, чем выше статус персоны, тем больше необходимость обеспечить ей замену не случай занятости. И чем более высокопоставленна персона и прочие приглашенные, тем выше затраты на проведение мероприятия – потому что растут затраты на обслуживание охраны и сопровождающих – на размещение, питание, перевозки.

Если со стороны официальных лиц не ожидается заинтересованности в участии в церемонии, следует ориентироваться на хорошо известных людей из спорта или индустрии развлечений. Для церемонии открытия магазина такие персоны весьма уместны, их участие способно обеспечить отражение события в местных газетах. В небольших городах и поселках участие прессы в таком случае более вероятно, если вообще возможно.

В отличие от официальных лиц люди из спорта и сферы развлечений ожидают оплаты своего участия.

Нередко официальное открытие состоится уже после фактического открытия объекта. Интересы бизнеса могут требовать начала функционирования объекта до того, как торжественная церемония открытия с участием почетных гостей и официальных лиц может быть проведена. В таком случае объявляется две даты – дата фактического открытия с небольшой церемонией и «официальное открытие с визитом или общественным мероприятием».

Для проведения церемонии составляется программа и сценарий. Готовятся пресс-релизы и бэкграундеры – фоновая информация для медиа – история компании, профили главных управляющих. В материалах для прессы дается характеристика открываемого объекта – нового подразделения, продукта, услуги, товара, магазина. Обеспечивается присутствие фотографа – на случай, если фотограф в СМИ не придет или упустит интересный кадр. Извещение-приглашение в СМИ следует сделать как для журналиста или редактора отдела новостей, так и для фоторепортера. Важно определить специальные места для журналистов и создать им условия для работы.

Прием проводится: а) по случаю торжественной даты – юбилея, годовщины основания фирмы, или создания организации, б) по случаю посещения организации известного и почетного гостя, делегации фирмы-партнера, в) в порядке повседневной деятельности фирмы на регулярной основе. Целью проведения приема может быть расширение и углубление контактов в сфере деятельности компании, получение необходимой информации, формирование имиджа организации во внешней деловой среде.

Приемы могут быть: дневные и вечерние, с рассадкой (заранее распределенными местами участников) и без рассадки, формальные и неформальные.

Дневные приемы – это «бокал шампанского», «бокал вина», «завтрак». «Бокал шампанского» начинается обычно в 12 часов и длится около часа. Поводом для такого приема может служить годовщина фирмы, отъезд представителя фирмы-партнера, пребывание делегации фирмы-партнера у фирмы-хозяина, открытие выставки. Напитки и закуски разносят официанты, прием проходит стоя. Это наиболее простая форма приема, аналогичный тип – «бокал вина». Форма одежды повседневная.

«Завтрак» может проводиться с 8 до 12 часов и продолжаться полтора-два часа. Отличается от обеда меньшим количеством блюд. Устраивается по поводу визита интересных и известных лиц, прибытия и отъезда гостей, годовщины подписания крупных соглашений, юбилейных дат, в порядке поддержания регулярных контактов с представителями прессы или других организаций. Форма одежды – повседневная. В процессе подготовки приема обычно планируется тема для обсуждения, порядок выступающих. Ход приема направляется ведущим или ведущими. Обычно это люди, хорошо знающие предмет обсуждения, а также заинтересованные в активном участии всех приглашенных и в результатах обмена мнениями.

Вечерние приемы считаются более торжественными, к ним относятся «коктейль», «фуршет», «обед», «обед-фуршет», «чай», «ужин». «Коктейль» начинается между 17-ю и 18-ю часами и длится около двух часов. Официанты разносят напитки и холодные закуски, иногда горячие блюда. Прием «фуршет» проводится в те же часы. Но здесь гости сами подходят к накрытым столам, набирают закуски и отходят, давая возможность подойти другим. «Коктейль» и «фуршет» проходят стоя, что обеспечивает свободу перемещения и контактов присутствующих. После приема возможен показ фильма или небольшой концерт. Торжественность приема может быть подчеркнута указанием торжественной формы одежды в приглашении.

«Обед» - наиболее торжественная форма приема. Начинается в период с 17-19 часов, длится 2-3 часа и более. Гости сначала находятся за столом в течение часа, затем они переходят в другое, менее официальное место, или часть зала для беседы, куда и подается чай, кофе. Форма одежды – торжественная. Обед нередко проводится с рассадкой – каждый участник узнает о номере своего места за столом из приглашения.

«Обед-фуршет» предполагает свободную рассадку участников за столами по четыре-шесть человек. Гости набирают закуски с одного большого стола и садятся за один из небольших. Меню – как на фуршете. Такой прием организуется после концерта, просмотра фильма, в перерыве между заседаниями конференции. «Обед-фуршет» менее официален, чем «обед».

«Чай» устраивается между 16-ю и 18-ю часами, как правило, для женщин. «Ужин» с рассадкой отличается от обеда только более поздним временем проведения.

Подготовка приема включает следующие этапы: постановка цели приема, выбор формы приема, определение состава участников, составление сценария приема, рассылка приглашений, составление плана рассадки за столом (если она предусмотрена), составление меню, сервировка стола и обслуживание гостей, подготовка тостов и речей.

Правила рассадки:

  1. места делятся на более и менее почетные. Самые почетные – рядом с хозяевами. Чем дальше от них, тем менее почетно.

  2. женщину не сажают рядом с женщиной, а сажают мужчину, чередуя места.

  3. план рассадки выставляется при входе. На приемы, проводимые без рассадки за столом и с указанным в приглашении временем, можно прийти и уйти в любое время этого интервала.

Неформальные приемы проводятся в ситуациях, когда гостей «не ждали» заранее, чаще в небольших фирмах и экспромтом, в неформальной обстановке. Неформальные приемы распространены в США, когда партнера приглашают на ланч. Неформальность обстановки способствует решению нестандартных проблем, способности взглянуть на проблему иначе. К такому приему следует быть в принципе готовым.

Во время иностранных визитов президенты, наряду с проведением официальных переговоров, посещают ведущие театры и музеи, научные центры и технопарки, предприятия, университеты, спортивные комплексы, пивные рестораны, публичные дома, исторические места. Руководители компаний, принимающие официальных гостей, обычно знают, куда можно отвезти посетителей, чтобы лучше познакомить их с культурой и историей своей территории.

К посещениям мест интереса компании можно отнести поездки по регионам, часто называемые road-show. Эти туры представляют собой серию встреч, презентаций, переговоров с местным бизнесом и администрациями нескольких городов. Так, например, компания «Белый ветер», дистрибьютор японской компании Nippon Electric Company (NEC) провела в ноябре 2000 года десятидневный тур по четырем городам России. Презентации продукции NEC прошли в Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Нижнем Новгороде. Тур проводился в соответствии с планами развертывания в этих городах , в Поволжье и на юге России региональной сервисной сети продукции компании.

Развитие интернет-коммуникаций позволяет проводить виртуальные посещения или туры. Такие туры предлагает, в частности, интернет-сайт Белого дома США.

Презентация – это представление организации, проекта, продукта, услуги, персоны аудитории. Может проводиться:

по случаю открытия или создания фирмы

ежегодно, например, - презентация, демонстрирующая новые достижения и результаты работы компании, ее новое лицо

при выходе на новые рынки, например, презентация фирмы в стране создания филиала, подразделений или представительства.

Проведение презентации включает этапы:

1. Определение цели (или целей и их приоритетов): привлечение новых клиентов, формирование имиджа в деловой среде, привлечение новых партнеров – поставщиков, потребителей, инвесторов, рекрутирование новых занятых, улучшение отношений с местной общественностью, администрацией.

2. Генерирование идеи (основного замысла) презентации и ее концептуализация, определение места и сроков проведения, состава участников – хозяев и приглашенных, примерного бюджета.

Лучше проводить презентации после обеда – в 15 часов. Длительность – 1,5-2 часа. После окончания – коктейль или фуршет продолжительностью 1-2 часа.

Приглашенным обычно рассылаются специальные приглашения с информацией, позволяющей гостю оценить целесообразность своего присутствия. В приглашении следует указать место, время (от и до) проведения презентации, программу, состав участников и гостей, а также ориентиры и способы достижения места проведения (станции метро, маршруты транспорта).

Разработка сценария (программы). Открывает и ведет программу должностное лицо фирмы, представляющее ее собственной персоной. Это может быть руководитель службы ПР или службы маркетинга. Ведущий должен уметь хорошо говорить, иметь хорошую дикцию и уметь вести себя на публике.

Возможный сценарий может строиться по следующей схеме:

Презентация (политической программы, книги, нового лекарства) может проводиться в форме пресс-конференции и сопровождаться приемом. Наиболее широкие возможности для контактов гостей и хозяев обеспечивает проведения приема стоя, когда участники могут свободно перемещаться и общаться друг с другом. Прием с рассадкой ограничивает контакты участника на длительный период, что препятствует широкому и свободному общению.

Интернет-презентация – представление информации на сайте организации, резко увеличивает аудиторию информирования до глобальных, общемировых масштабов. Кроме того, презентация носит перманентный характер. Посетитель сайта может посетить презентацию в любое удобное для него время из любой точки мира с интернет-доступом.

Конференции, представляющие интерес для общественности, нередко освещаются в СМИ. Важно помнить, что журналист может абсолютно не знаком с организацией, проводящей конференцию, с тематическим профилем и составом участников и при этом должен быстро подготовить материал в печать, предать сообщение по телефону. Поэтому организаторам следует заранее подготовить и вручить журналистам медиа-кит, содержащий: 1) бэкграундер или общую информацию об организации (точное название, профиль деятельности, интернет-адрес, краткая история, структура, список должностных лиц, фотографии фасада и пр.), 2) программу конференции, 3) список участников с их краткой характеристикой, 4) тезисы наиболее важных и интересных докладов, 5) текст пресс-релиза. Организация связи (возможно, мини-пресс-офиса), питания и прочих условий для журналиста – элементарная вежливость организаторов в отношении к его работе. Журналиста следует не только пригласить заранее и встретить, но и ориентировать его, сопровождать, показывая, где развиваются наиболее интересные события.

Конференция – это средство поддержания связей, обсуждения и решения проблем в профессиональных, корпоративных, академических, деловых и политических сообществах. Крупные организации и профессиональные ассоциации проводят конференции регулярно. В небольших компаниях собрания могут проводиться в начале или в конце рабочего дня.

Подготовка дня открытых дверей предполагает разработку программы и сценария проведения этого мероприятия, назначение ведущих для общего и отдельных собраний публики по интересам. Ведущие собраний и выступающие должны подготовить тексты (или хотя бы тезисы) своих выступлений, а также ответы на наиболее вероятные вопросы посетителей.

Дни открытых дверей – своего рода внутренняя экспозиция организации, демонстрация самой себя внешней общественности изнутри. Следует учесть, что большая часть посетителей не знакома с организацией в достаточной степени (поэтому они и пришли) и с трудом ориентируется в месторасположении помещений. Для новых посетителей готовятся специальные информационные стенды, раздаточные буклеты, экземпляры внутренних изданий, развешиваются указатели.

Тема и обсуждаемые вопросы планируются и объявляются заранее, участников знакомят с ними до начала заседания. Число участников может составлять 6-14 человек. Бейджи облегчают процесс общения. Работы стола организует ведущий.

Круглый стол может быть отражен и в прессе. На газетной полосе размещается информация о теме, ведущем, месте проведения. Дискуссия последовательно воспроизводится абзацами выступлений; текст может печататься в сокращенном варианте, а полные тексты могут размещаться на сайте СМИ.

Выставки различаются по тематике – многопрофильные, отраслевые, специализированные. Могут проводиться в масштабе одной компании или целой отрасли. В. может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев и более. Выставляться могут как товары и услуги, предназначенные к продаже, так и предмета искусства, исторические памятники. Некоммерческие выставки работают на имидж организации, авторов и экспонентов.