logo search
ответы на билеты госник

2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.

1. Родиной современных общественных отношений или ПР по пра­ву считаются США. Здесь зародилось и сформировалось представ­ление о новой сфере деятельности и профессии.

Некоторые авторы считают периодом зарождения ПР в США XVII век. В качестве примера приводится деятельность Гарвардского колледжа, который отправил в Англию просителей с миссией «выколачивания денег». Для большего успеха впервые была использована специально издан­ная брошюра, в выгодном свете представляющая перспективы со­трудничества с Гарвардским колледжем.

Классическими в истории ПР считаются примеры из деятельности Самюэля Адамса и его спод­вижников (XVIII век). Они готовили восстание против английского владычества, интуитивно используя методы, которые затем станут основой ПР в политической сфере. Так, С. Адамс и его сторонники создали организацию с символичным и образным названием «Сыно­вья свободы», а также организовали Комитеты согласия. Это позво­ляло объединить сторонников и привлечь внимание к деятельности движения в целом. Кроме того, использовалась символика, хорошо воспринимаемая и вызывающая сочувственные эмоции, — Дерево свободы. Были сочинены и широко использовались лозунги, позволя­ющие в краткой форме выражать сложные идеи: «Свобода или смерть», «Налогообложение без опротестования — путь к тирании» и др.

В историю ПР вошли такие выражения, как «Бостонская резня» и «Бостонское чаепитие». Первый пример — факт манипулирования информацией. На одной из улиц Бостона произошла вооруженная стычка между портовыми хулиганами, в которую пришлось вме­шаться колониальным войскам для наведения порядка. Но сторонни­ки С. Адамса преподнесли этот факт как пример немотивированной жестокости колониальных войск, притесняющих мирное население (1770 год). Второй пример — это технология создания события, кото­рое высвечивает в нужном ключе волнующую проблему, направляет общественное мнение в нужную сторону. Предыстория «Бостонского чаепития» такова: повстанцы боролись с произволом английских вла­стей, которые объявили свою монополию на торговлю чаем, не по­зволяли колонистам самим вести эту торговлю. Группа повстанцев проникла ночью на корабль, груженный чаем, и выбросила весь цен­ный груз за борт. Произошло это в 1773 году. Конечно, весть об этом беспрецедентном факте разнеслась широко, вызвала эмоциональную реакцию. Несправедливость действий английских колонизаторов была обнажена и стала предметом всеобщего осуждения. Колонисты были на стороне устроивших «чаепитие».

Однако самым крупным и ярким примером первой ПР-кампании в истории США можно считать операцию «Паблиус», или «Письма 85 федералистов», — 80-е годы XVIII века. В новом, поэтапно фор­мирующемся на территории бывших колоний государстве шла борь­ба между сторонниками конфедерации, то есть союза самостоятель­ных штатов, и так называемыми федералистами, которые выступали за единое государство, принятие конституции, обязательной для всех штатов, за создание федерации. Александр Гамильтон сумел органи­зовать своих единомышленников, они написали и направили в газе­ты более ста писем с разъяснением — почему нужна стране консти­туция.

К началу борьбы за независимость американских колоний здесь выходило уже более 30 газет. Они были основными источниками получения информации о политических событиях. В письмах сторон­ников конституции, как отмечают историки, подкупали искренность и непредвзятость, отсутствие амбиций и глубокая система доказа­тельств. Письма федералистов сыграли огромную роль. В 1788 году Конституция США была принята. Никогда еще в истории за такой короткий срок не воплощалась новая форма правления страной. Эту кампанию назовут самой искусной ПР-кампанией в истории чело­вечества.

Выражение public relations впервые упоминается в 1907 году пре­зидентом США Томасом Джефферсоном (в тексте «Седьмого обра­щения к Конгрессу» он вычеркнул выражение «состояние мысли», вписал «паблик рилейшнз»). Это можно считать первым историче­ским упоминанием о новой сфере деятельности.

Изучая историю ПР, нельзя обойти имя репортера Айви Ли. Он первый выявил взаимосвязь между положительными публикациями в прессе о фирме или политиках и достижением ими новых успехов. Практику паблисити Айви Ли начал в 1903 году, создав свое агент­ство. В 1906 году он выступает со своей знаменитой Декларацией принципов, положения которой легли в основу цивилизованных ПР. Айви Ли заявил о том, что, делая паблисити, недопустимо вводить в заблуждение общественность, так как это недостойно и невыгодно (ибо обман рано или поздно раскрывается). В 1914 году Айви Ли поступает на службу к Джону Рокфеллеру, увлекает миллиардера идеей общественной значимости бизнеса. Двадцать лет работы А. Ли у Дж. Рокфеллера — это своего рода азбука ПР в бизнесе. Айви Ли одним из первых применил выражение «паблик рилейшнз» к про­фессиональной деятельности.

Значительный вклад в теорию и практику ПР внес Эдвард Л. Бернайс, племянник 3. Фрейда. Журнал «Тайм» назвал его одним из 100 самых влиятельных американцев XX столетия. Родившийся в Авст­рии, основную часть своей долгой жизни Э. Бернайс провел в США. Интересно то, что впервые ему удалось реализовать свои идеи в 1916 году, когда ему предложили обеспечить своего рода информаци­онное сопровождение визита Сергея Дягилева и его Русского балета в США. Затем Э. Бернайсу удалось широкое представление публике США знаменитого Энрико Карузо. Уже тогда свою деятельность Э. Бернайс назвал как «советы по паблик рилейшнз».

В 1920 году Э. Бернайс открыл свой нью-йоркский офис и назвал его «Совет по паблик рилейшнз». В 1923 году выходит первая книга Э. Бернайса «Кристаллизация общественного мнения». В этот же период Э. Бернайс читает первый курс лекций по ГТР в Нью-Йоркском университете. С 1923 года список клиентов Э. Бернайса все более расширяется: от президентов до индустриального гиганта Procter & Gamble. А вот приглашения диктаторов Франко, Гитлера и Самосы он отвергал.

В 1955 году выходит новая книга Э. Бернайса «Инженерия со­гласия». Автором многих из принятых сегодня теорий в IIP является Э. Бернайс: значение групповых лидеров и лидеров мнений; совпа­дение общественных и частных интересов; принцип различной, но пересекающейся публики в нашем обществе; важность обратной свя­зи в корпоративном и правительственном лидерстве.

Э. Бернайс был талантливым, неординарным человеком, всю свою долгую жизнь посвятившим развитию ПР как профессии и науке об общественных отношениях. На праздновании своего 100-летия Э. Бер­найс, стоя без поддержки, выступал перед публикой в течение 40 ми­нут! Шутил, что пишет книгу «Эдвард Л. Бернайс — первые 100 лет». Правда, реализовать замысел не успел. Он умер в 1955 году в возра­сте 103 лет.

С начала XX века в США активно развиваются правительствен­ные общественные отношения. В 1917 году президент США Вильсон создает Комитет общественной информации.

Но в полной мере оформились организационные принципы пра­вительственных ПР в первые годы правления Ф. Рузвельта. Именно Ф. Рузвельт вводит в практику прямые обращения к рядовым амери­канцам с разъяснением действий правительства. В 1933 году, через неделю после вступления в должность, Ф. Рузвельт выступил по радио со своей первой «беседой у камина». Простой язык, доходчивость общения со слушателями создавали у них ощущение, что пре­зидент советуется с ними, привлекает к участию в управлении страной. Ф. Рузвельт регулярно, дважды в неделю проводил пресс-конферен­ции. Он установил абсолютный рекорд по количеству проведенных пресс-конференций среди американских президентов. Хотя итоги «нового курса» Ф. Рузвельта нельзя оценивать однозначно, полити­ка открытости, проводимая Ф. Рузвельтом, как считают исследова­тели, во многом способствовала объединению нации, выводу страны из экономической депрессии.

С 1930-х годов в крупных компаниях США появляются должно­сти вице-президентов по коммуникациям или ПР (например, AT&T и General Motors).

Важным событием стало создание в 1948 году Общества паблик рилейшнз Америки (Public Relations Society of America).

В 1955 году в Лондоне создается Международная ассоциация паб­лик рилейшнз.

Сегодня США — страна, где ПР — широко востребованная про­фессия. Здесь насчитывается более 5 тыс. агентств ПР. За последние годы заметно возрос статус ПР-сиециалистов в сфере бизнеса. В орга­нах власти, местного самоуправления, в организациях третьего сек­тора ПР также прочно заняли свое место.