37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
Лекции
Общая характеристика:
- центр понятия – информация
- рассматривают комм-ю как процесс в ее пространственном выражении
- линейны
- осн акцент на источники и получателей информации
Модель Шеннона-Вивера
осн внимание проблеме точности передачи инф-ии от источника до получателя
весьма важным для них является понятие инф-го выбора ли энтропии, от которого зависит информативность сообщения
инф-ть сообщ м.б. выражена ф0лой: Мn, где М – число знаков в данной системе, а n – кол-во комбинаций этих знаков
математическая модель работает только на относительно простых, ограниченных в единицах своего выражения кодах
Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба или модель АВХ
Исходные положения:
осн внимание отношениям между участниками комм-ии и объектом к.
гл вопрос – как эти отношения влияют на процесс к., т.е.
проблема условий к.
влияние условий на участников
условия к. по Ньюкомбу вкл в себя:
3.1. наличие как min 2 субъектов к.
3.2. наличие предмета к. или общей темы
4. гл ф-ии к.: одновременная ориентация субъектов относительно а) предмета к. и б) друг друга
5. ориентации вкл в себя 2 аспекта:
5.1. эмоциональный: описывается в терминах позитивных или негативных аттитюдов;
5.2. когнитивная осведомленность об объекте или освоенная информация об объекте к.
6. к. позволяет ее участникам определить ориентацию относительно друг друга, а также относительно предмета к.
А и В – субъекты к.
Х – объект в окруж мире, по поводу кот. создается к.
АХ, ВХ, АВ, ВА – предварительные ориентации или аттитюды.
Комментарии к схеме:
осн. понятие – симметрия, т.к. по Н коммуникативная ситуация стремится к обретению сходных ориентаций ее субъектов
сила движения в сторону симметрии зависит от
а) симпатии между А и В
б) интенсивности (важности) их отноешния к Х
3. пример Н.: Х – роль СМИ в совр мире, А относится к СМИ +, В - -. Возможны след варианты:
- А достигает согласия с В по поводу Х
- изменение ориентации А к В; или А изменит симпатию на антипатию, или А убедит себя в том, что никогда не было симпатии
- согласие с фактом асимметрии и наличие противоречия без изменения аттитюдов (соглашение о несогласии).
4. данная схема принципиально не объясняет как происходит сам акт комм-ии, она просо рассматривает акт как данность.
Чтобы к. состоялась наиб значимым является понятие "симметрия. К. зависит не только от отношений между А, В к Х, но и от отношений между ними самими.
Модель Брюса Вестли и М. Маклина
1 данная модель описывает как межличн так и массовую к. (первые 2 как правило млк)
2. к. начинается тогда, когда В (в данном случае коммуникатор, которым может быть личность группа или организация) начинает ощущать потребность в ориентации относительно определенных объектов в соц среде.
3. ориентация по В-М вкл-ют в себя как аффектные, так и когнитивные аспекты.
4. цель ориентации – удовлетворение потребностей или решение проблем.
5. ограниченные сенсорные возможности чела лимитируют его способность к восприятию кол-ва объектов в каждый конкр момент времени
6. В должен ориентироваться относительно ряда объектов в избирательном режиме и отбирать те, кот будут в состоянии в наиб степени удовлетворить его потребности или решить проблемы.
7. возможна элементарная ситуация когда В непосредственно наблюдает объект и реагирует на него; посредник в к. отсутствует
8. более часта ситуация, когда В неспособен непосредственно наблюдать объект, ему требуется инф-й посредник.
9. в этом случае между А и В начинается комм-я по схеме Н.
10. в данной схеме предусмотрен вариант включения в к. СМИ
1. модель предусматривает и обр связи, т.о. комм-и, отправленные от получателя к источнику, цель – корректировка к.
Трансакционная модель Алексиса Тана
объединяет все предыдущие.
Охеренная схема
к начинается с восприятия или перцепции субъектом к. внешних стимулов
знак (м.б. сигнал, символ, симптом) – это чувственно воспринимаемое явление (письмо, звук, изображение), кот представляет или замещает в соц коммуникации другое явление или его свойство, отношение.
осн отличия от процессного подхода:
к. понимается прежде всего как процесс рождения и понимания новых смыслов, а не как передача информации;
особое внимание уделяется тексту и реципиенту, в центре внимания проблемы декодирования;
семиотические модели нелинейны, они показывают не шаги или этапы, а отношение;
весьма большое внимание уделяется культурному контексту коммуникации.
основные направлениями подхода являются:
"прагматические" модели, представители Ч. Пирс, Ч. Моррис
модели, разработанные в рамках структурной лингвистики, Фердинанд де Соссюр и Николай Трубецкой.
современные направления в семиотике. Ролан Барт (мифы как средство комммуникации), С. Огден, И. Ричардсон.
Прагматические модели коммуникации
1. возникновение направления связано с именем Чарльза Пирса – амер логик, математик, философ, естествоиспытатель. В дальн. эта школа развивалась в 2-х направлениях:
1). Собственно прагматическое направление (Ч. Моррис – знаки и язык поведения), Поль Грайс.
2). Аналитическая философия Бертран Рассел, Р. Карнан, Винтгенштейн
2 . Ч Пирс предложил для анализа процесса коммуникации треугольную модель знака. В этой схеме уже появляются 2 рода знаков: объективные и субъективные, т.е. интерпретирующие объективные знаки отдельным субъектом.
3. пирс дает след определение знака – это явление, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении.
4. треугольник Пирса демонстрирует 3 типа отношений:
4.1. О (объект) – знак О (знак обозначает объект)
4.2. знак S – знак О (интерпретация субъектом общепринятого закона)
4.3. S – О (чел им или не им представление об объекте)
5. в отношении S – О возможно 2 вида коииуникации:
5.1. прямая к., т.е. субъект имеет представления об объекте мат-го/дух-го мира;
5.2. виртуальная к. – субъект не имеет знаний об объекте, а меет лишь представление о знаке объекта.
6. Пирс выделяет 3 типа знаков О:
6.1. знаки-индексы (знаки-симптомы), т.е. наблюдаемые явления, свидетельствующие о наличии др. непосредственно ненаблюдаемых явлений;
6.2. знаки-иконы (знаки-модели) – материальные предметы или тексты, воспроизводящие внешний вид или внутр. устройство объекта;
6.3. знаки-символы (комм-е знаки) – прямой связи между объектом и знаком нет, она возникает в процессе соглашения или договоренности между людьми.
7. Пирс предлагает схему размещения знаков по степени их понимания по "шкалам ясности"
знаки-индексы знаки-символы малоизвестные символы известные символы знаки-иконы образ изображение фотография
Структурно-лингвистические модели коммуникации
????????????????????????????
38. Семиотический подход к социальным коммуникациям.
Опираются как на идеи П-М, так и Ф. де С.
Модель Огдена-Ричардсона (модель семантического треугольника)
Школа Р. Барта
- 1. Социальные и экономические предпосылки возникновения связей с общественностью.
- 2. Возникновение и развитие профессиональной деятельности в сфере со в сша и Европе.
- 2. Общественные отношения в Европе
- I. 1991-1994 годы — период начального формирования пр-рынка.
- III. 2003 год — начало нового периода, обретения нового качества пр-отрасли.
- 4. Субъекты связей с общественностью.
- 10. Репутация и управление ею.
- 12. Корпоративная философия и корпоративная культура: понятие, сущность, взаимосвязь.
- 13. Технологии в со.
- 14. Этика и право в со.
- 14. Этика в со.
- 17. Понятие «информация», «социальная информация» и «pr-информация». Отличие pr – информации от журналистской и рекламной.
- 18. Понятия «факт», «новость», разновидности новостей
- 21. Методы сбора информации в со.
- 22. Новостные жанры pr-текста.
- 23. Исследовательские и фактологические жанры pr – текста.
- 24. Жанровые особенности комбинированных текстов. Смежные pr – тексты.
- 25. Группы общественности. Их классификации.
- 26. Формы взаимодействия с внутренней общественностью (по Алёшиной)
- Листки новостей, газеты и журналы.
- Управленческие публикации.
- Ежегодные отчёты для занятых.
- Книги, брошюры, инструкции.
- 5. Письма, вкладыши, репринты публикаций.
- 6. Доски объявлений.
- 27. Формы взаимодействия с внешней общественностью (по Алёшиной).
- 36. Правовое регулирование со
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Закон “о рекламе”
- Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
- 28. Паблик рилейшнз: профессия и образование. Модель pr-специалиста.
- 29. Исследование в pr
- 30. Планирование пр-деятельности. Королько
- 31. Специальные pr-мероприятия.
- 33. Оценка эффективности в pr.
- 34. Основные характеристики медиа-рилейшнс. Медиарилейшнз в политике, бизнесе и социально-культурной сфере.
- 44 Специфика медиа рилейшнз в государственной сфере
- 35. Предмет и основные понятия психологии Массовых Коммуникаций.
- 46. Социология мк
- 62. Реклама в коммуникационном процессе.
- 64. Структура рекламного текста.
- 1.Определение понятия «рекламный текст»
- 2. Формальные признаки рекламного текста
- 3. Семиотическая природа рекламного текста
- 4. Содержательная структура рекламного текста
- 5. Композиционная структура рекламного текста
- 6. Функционально-стилевой статус рекламных текстов
- 7. Типологии видов и жанров рекламных текстов
- 65.Общие принципы организации pr – отдел, структура pr – отдела. Основные документы, регулирующие деятельность pr – отдела.
- 3) Годовой план пр-отдела.
- 66. Понятие коммуникационной компании. Основные этапы коммуникационной компании.Виды коммуникационных кампаний.
- 67.Современная пресс-служба.
- 68. Пр в кризисных ситуациях.
- Определение дублеров для ключевого штата.
- Предоставление инструкций по управлению кризисом для всех, потенциально вовлеченных в него.
- Подготовка поддержки пресс-офиса, служб отношений с потребителями, управления человеческими ресурсами, а также консультантов.
- 63. Виды рекламы.
- 35. Понятие социальных коммуникаций, объект и предмет теории коммуникации.( не дописан)
- 36. Виды и типы социальных коммуникаций.
- 37. Процессно-информационный подход к соц коммуникациям
- Денотат (референт) –
- 39. Источники коммуникации, их характеристики.
- 40. Аудитории коммуникации.
- 3.1. Гю Блумер – масса, как особая группа.
- 3.2. М.А. Как рынок. Хаар-ки:
- 3.3. Концепция активной аудитории
- Школа «научного управления» или школа ф. Тейлора
- Административная или классическая школа м. (а Файоль, г. Форд, г Эмерсон, м Вебер)
- Школа «человеческих отношений» (20-50 гг) э. Мэйо
- «Новый менеджмент» или эмпирический м., или маркет. М., или инф-ый м. Оучи
- 4. Сильные и слабые
- 43. Методики определения организационной культуры.
- 47 Современные психологические теории массовой коммуникации: бихевиоризм, когнитивизм, гештальт-психология, психоаналитические теории.
- 2. Теории опосредованного духовного контроля;
- 2.2. Теорию гегемонии сми
- 2.3. Советская соц школа на основе Маркс-ленинской методологии.
- 2.4. Теория коммунист пропаганды
- 44. Сущность и психологические характеристики массовой аудитории.
- 45. Психологические аспекты, затрудняющие включение личности в коммуникацию.
- 53. Правовое регулирование деятельности сми
- 54. Система жанров журналистики
- 1. Информ жанры (репортажные)
- 2. Аналитические жанры
- 3. Худож-но-публицист жанры
- Жанры журналистики
- Классификация жанров
- 72. Джон Мильтон и концепция свободы печати
- 73. Журналистика как институт демократии
- 57. Рынок смк в современной России. Сми и рынок
- 75. Система сми: их взаимодействие и тенденции развития
- 2. Телевидение
- Развитие Интернета и его будущее
- ܀Интернет как средство массовой информации
- 1/4 Пресса
- ܀Что ожидает прессу
- 1/5 Радио
- ܀Что ожидает радио
- 1/6 Телевидение
- ܀Что ожидает телевидение
- III Вывод