logo
vvedenie_v_spetsialnost (Восстановлен) (Восстан

Вопрос 14

ОБЩЕСТВО НАВЯЗЫВАЕТ ЛЮДЯМ ЛОЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Подходы к массе и массовому обществу Г.Маркузе.

Макузе не использует непосредственно терминов «масса» «массовое общество». В его работах мы встречаем понятие «Одномерного общества» и, порожденного им, «одномерного человека».

Понятие одномерности нельзя считать тождественным понятию массовости, так как оно более широкое, однако можно отметить некоторые сходства.

Моделью одномерного общества для Маркузе стали современные ему США, в которых он видел большое количество пороков.

По мнению Маркузе, все современные общества, в т.ч. западные демократические, авторитарны, подчинены господству технологической рациональности. Технический порядок принес с собой политическую и духовную унификацию общества.

В таком обществе:

- индивидуумы обладают одномерным мышлением, они видят в действительности идеал существования и не обладают критическим разумом.

- общественный контроль настолько велик, что индивидуумы не могут и не хотят выйти из под его власти.

- контроль характеризуется всесторонностью: культура, политика и экономика сливаются воедино.

Механизмы контроля:

  1. систематическое искусственное создание и удовлетворение порабощающих потребностей;

  2. всепроникающие средства массовой коммуникации – телевидение, радио, печать и пр. Причем СМК рассматриваются не только как инструмент распространения идей господствующего класса, но как новый способ формирования общественной психологии направленной на сглаживание классовых различий;

  3. приемы, заставляющие индивида непосредственно отождествлять себя со своим обществом; утонченная социальная демагогия, с использованием психологических методов с целью предотвращения возможности формирования опасных для индустриального общества оппозиционных настроений.

Таким образом, вся система массового производства товаров, услуг и идей в большей или меньшей степени способствовала распространению системы капитализма вмести с ее приверженностью консюмеризму, техническому рационализму, краткосрочному удовлетворению и мифу бесклассовости. Товар является главным идеологическим инструментом этого процесса.