logo
vvedenie_v_spetsialnost (Восстановлен) (Восстан

Вопрос 11

Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика.

Исторические причины:

В 18-19 веке Европу охватывает индустриализация, общество постепенно переходит от аграрного типа к индустриальному. Это влечет за собой повальную урбанизацию – множество людей стремится в город на заработки, превращаясь из крестьян и ремесленников в рабочих фабрик и заводов, тем самым формируя новый класс. Коренным образом меняется образ жизни такого человека: из деревни, в которой он был окружен многочисленными родственниками, осуществлявшими глубокий соц. контроль над всеми его действиями и поступками, он переезжает в город. Распадаются традиционные связи. В городе проживает огромное количество неизвестных, индифферентных по отношению к нему людей, в результате уровень соц. Контроля значительно уменьшается. Человек теряется в массе таких же как и он, образуются массовые общности людей. Теперь, на смену традиционному приходит новый формат массового контроля: СМИ.

Тард разграничивает поятия толпы и публики. Под публикой он понимает "чисто духовное собирательное целое", в котором индивиды не собраны, как в толпе, воедино, но, будучи физически разделены друг от друга, связаны воедино духовной связью, а именно общностью убеждений и страстей. Публика, по Тарду, значительно шире, многочисленнее, чем толпа. Появление книгопечатания и особенно газет произвело своего рода переворот в появлении и роли публики. Масса людей стала читать одни и те же газеты, испытывать, сидя у себя дома, сходные чувства.

Публика -- это большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания -- популярной личности, уличного происшествия, зрелищных мероприятий в театре или на стадионе, митинга, демонстрации и т.п.

Масса -- это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.

многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, характеризующееся изначальным стихийным своим образованием (или потерей организации) и отсутствием общей для всех осознанной цели (или ее утратой).