logo
vvedenie_v_spetsialnost (Восстановлен) (Восстан

Вопрос 12

Г. Тард и Г. Лебон о массе и толпе

Лебон(ПСИХОЛОГИЯ ТОЛП) - замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельности толпы

отождествлял массу с толпой, где индивиды утрачивают чувство ответственности. Толпа не рассуждает а повинуется страстям. Становясь частью толпы, люди опускаются вниз по лестнице цивилизации. Главная черта ХХ века – замена сознательной деятельности индивида бессознательной деятельностью толпы. Основная характерная черта масс – слияние индивидов в единые разум и чувство, которые затушевывают личностные различия и снижают интеллектуальные способности. Каждый стремится быть похожим на ближнего, с которым он общается. Для Лебона масса является практически полной противоположностью личности.

Тард подчеркивает, что в основе любого воздействия на массу лежат ее бессознательные представления, поэтому влияние на толпу при использовании некоторых приемов может обладать гипнотическим эффектом и привести к необходимому воздействующим группам результату.

Тард также выделили новое социальное образование в толпе – ПУБЛИКУ, взяв за основу в качестве критерия способ воздействия на массу (опосредованный/непосредственный). ПУБЛИКА, таким образом, является социальной группой, объединенной общим источником информации. С точки зрения Тарда, толпа Лебона – социальная группа прошлого, будущее же за публикой. Тард верил в интеллектуальный прогресс, считал что будущий век будет не веком толпы, а веком космополитической публики - людей, связанных между собой посредством средств массовой коммуникации. Публика – шире чем толпа. Книги читает огромное количество людей, не имея при этом непосредственного контакта.

Толпа

Публика

Тип связи

Традиционная коммуникация из уст в уста

Современная коммуникация, возникающая с появлением газет.

Тип лидера

Традиционный,

харизматический лидер.

Публицист, который воздействует на массу гипнотическим образом.

Законы распространения идей в акте коммуникации:

  1. Повторяемости

Идеи распространяются в геометрической прогрессии, каждая новая истина, присоединенная к общему агрегату истин, знаний или положений, - это не просто сложение, а скорее умножение.

  1. Противоположения

Существует стремление идей распространяться от одного индивидуума к другим, в результате их наложения на уже существующие.

  1. Приспособления

Использование появившегося изобретения , подражание ему.

Г. Тард и Г. Лебон о массе и толпе

1) Лебон – масса=толпа (противоположность личности)

2)Тард – воздействие на толпу, публика; законы распространения идей в акте коммуникации