logo
vvedenie_v_spetsialnost (Восстановлен) (Восстан

Вопрос 17

Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2.0.

В современном обществе значительно возрос уровень информированности так как появился доступ к большому количеству источников информации. Появляются новые информационные средства, но это не доказывает то, что их воздействие стало тоньше и глубже, напротив, селективность современного человека значительно повысилась.

Современная аудитория креативна, обладает самосознанием и рефлексией, встречает новое насмешливо и скептически, извращает, реинтерпретирует и изменяет их первоначальный смысл. В результате люди просто выбирают то, что им нравится, комбинируя и смешивая различные знаки и образы, получая удовольствие от пародий и компиляций.

Люди больше не объединяются с помощью партий и профсоюзов, имевших свои идеологические программы, утверждавшиеся с помощью печати, теперь эта функция перешла к аудиовизуальным СМИ и все больше к социальным сетям и интернет-сообществам. Общность интересов огромного количества удаленных друг от друга людей определяется благодаря «модным фишкам» интернета. Благодаря им распространяются повсюду единые стили одежды, поведения, сходство в организации быта и досуга и т.д.

+ У простых людей появляется возможность производить и транслировать информацию, а не только потреблять информационный продукт. Еще в середине монополия на создание и транслирование информации принадлежала ограниченному кругу людей – журналистам, ученым, политикам, писателям, людям искусства. А теперь гражданин информационного общества уже не испытывает трудностей с трансляцией информации на значительную по охвату аудиторию. Цифровые фотоаппараты и видеокамеры, текстовые редакторы помогают в краткие сроки создать более или менее качественное информационное сообщение, которое позднее можно разместить на сайте ( например YouTube, Flickr, Новости 2.0) который ежедневно посещают миллионы пользователей. Интернет даже позволяет создавать собственную газету, при этом вовсе не обязательно регистрировать юридическое лицо. Например некоторые коллективные блоги «Live Journal» де факто являются электронными СМИ. Причем формируется эта газета из сообщений наиболее посещаемых тематических блогов. При этом у данного СМИ изначально налажена отличная обратная связь с аудиторией. Аудитория сама выбирает авторов, чьи тексты она хотела бы видеть на страницах газеты.

В общем, говоря об отличиях Индустриального общества от современного постиндустриального следует отменить одну наиболее интересную для нас тенденцию – демассификация. Понимая все возрастающую потребность в эксклюзивной, интересной информации, Современные масс-медиа, технически и экономически способные охватить огромное количество людей, к этому вовсе не стремятся. Они нацеливаются на все более узкие сегменты массовой аудитории. Первым это явление описал в своей книге «Третья волна» Элвин Тоффлер. Демассовизация аудитории, в том числе благодаря расширению выбора содержания , сопровождается перестройкой отношений между получателями и отправителями. Представления об аудитории как о большой совокупности пассивных созерцателей постепенно уходят все дальше в прошлое.