logo
шпоры к госам в соц

90 Использование пр технологий по ознакомлению общественности с деятельностью субъектов системы социальной защиты.

При определении технологий в социальной-работе Необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьИх, особенности ооъектов, субъектов, содержаний, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое'даётся в

отечественной литературе — они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеоло-гией и др.

Классификация технологий в социальной работе, как уже говорилось, может быть самой разнообразной". Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системы необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является прежде всего разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми (в частности, с клиентами и социальными работниками) и возникающими между ними отношениями.

Социальная работа может быть рассмотрена и как вид больших систем, поскольку включает в себя три компонента: а) социальную работу как науку; б) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); в) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки являются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

' См.; Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка/Отв. ред. Е.И. Холостова. — М., 1994. С. 74; Российская энциклопедия социальной работы / Подред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой.— М., 1997. С1. 347.

"См.: Павленок П.Д. К вопросу о социальных технологиях//Социальная работа и социальные технологии (Материалу методологического семинара)/Отв. ред.тсост. Т,В. Ше-ляг. — М., 1995. С. 44—48; Социальная работа. Вопросы и ответы/Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. — М., 1996. С. 144—161.

324

Характеризуя технологии социальной работы как науки, следу-" ет исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и др.).

В этом случае социальные технологии рассматриваются как способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки — органическое единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. Иными словами, эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.

В этой связи важно видеть общее и особенное в технологиях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего образования (с учетом ступеней высшего образования; неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная); занятиями аудиторными, самостоятельными (с преподавателем и без него) и т.д.

В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).

- Если социальная работа рассматривается как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно нуждающихся слоев и групп населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии приобретают вид обобщенных накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

325

Такой общий подход позволяет продвинуться на пути конкретизации технологий, применяемых в социальной работе, — имеются в виду фактически все три отмеченных аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), знаний, умений, опыта, практики (деятельность).

С учетом сказанного технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям. И это вполне объяснимо, ибо социальная работа представляет собой своеобразную систему, включающую такие компоненты (элементы), как объекты, субъекты, содержание, средства, управление, функции и цели.

Каждый компонент может служить основанием для систематизации технологий в социальной работе, и все структурные компоненты находятся в системной зависимости друг с другом (рис. 7.1). Рассмотрим некоторые компоненты социальной работы.

Объект. Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это — старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Кроме того, объект социальной работы может быть представлен различными уровнями ассоциативности; индивид, группа (семья, трудовой, учебный коллектив, молодежная или профессиональная группа, объединение лиц со сходными трудностями и т.п.), община (поселение, район, город). Это также требует своеобразных подходов и программ. Поэтому такие технологии можно назвать «частными» по отношению к объекту: технологии социальной работы с пожилыми (одним человеком или группой), технологии социальной работы с неполными семьями (одной, конкретной семьей или семьями, проживающими в конкретном городе), технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства и т.д.

По отношению к объекту социальные технологии могут быть «внешними» и «внутренними». «Внешние» технологии направлены на создание условий (что связано с сущностью проводимой социальной политики), способствующих уменьшению численности и доли населения, которое нуждается в помощи и поддержке государства, и помогающих человеку, группам (слоям) людей, решать свои проблемы самостоятельно.

В этом случае технологии социальной работы должны носить упреждающий характер, способствуя не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению, например делая все возможное для предотвращения безработицы, ее уменьшения, обу-

326

чения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений и т.д.

Это возможно сделать также путем создания (реализации) технологий более глобального характера, затрагивающих сам процесс функционирования и развития общества.

«Внутренние» технологии адекватны «частным» технологиям — на уровне индивида, группы — и направлены на решение проблем конкретного человека или группы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, мобилизацию их внутреннего потенциала, использование имеющихся ресурсов.

Средства. Учитывая, что социальная технология — это совокупность способов, методов, приемов организации человеческой деятельности, выделим несколько групп методов, применяемых в социальной работе и определяющих использование той или иной технологии.

Прежде всего это классические методы социальной работы: индивидуальный, групповой, общинный, — применяемые к тому или иному уровню объекта и служащие основой «частных», «внутренних» и «внешних» технологий.

Несмотря на различие методов и конкретных сфер практической работы, можно представить технологическую схему их применения в виде шести основных этапов:

1) встреча с клиентом и установление контакта;

2) оценка, диагноз и определение проблемы;

3) определение цели, планирование услуг, заключение кон

тракта, соглашения;

4) обслуживание, посредничество;

5) оценка итогов социальной работы (общинной, групповой,

индивидуальной);

6) обратная связь и применение результатов в будущей прак

тической работе.

Кроме того, технологии, основанные на классических методах социальной работы, предполагают использование таких специальных методов конкретных наук, как социологические, психологические, педагогические, социально-экономические, организационно-управленческие, медико-социальные. Например, методы наблюдения, тестирования, консультирования, психодиагностики, психокоррекции и т.п. в определенном сочетании могут служить основанием для разработки и применения психологической технологии.

Основываясь на использовании таких социологических методов, как анкетирование, интервью, анализ документов, экспертный опрос, можно построить технологию социального мониторинга проблем социальной сферы конкретного города, района, региона, т.е.*:вариант «внешней» технологии.

328

Соответственно могут быть разработаны и применены комплексные технологии, включающие различные методы. Один из примеров — социальное обслуживание пенсионеров на дому. К числу надомных услуг, гарантированных государством, относятся:

• организация питания и доставка продуктов на дом;

• помощь в приобретении медикаментов, товаров первой не

обходимости;

• содействие в получении медицинской помощи и сопровож

дение в медицинские заведения;

• помощь в поддержании условий проживания в соответствии

с гигиеническими требованиями;

• организация различных социально-бытовых услуг (ремонт

жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных

участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и др.);

• помощь в оформлении документов, в том числе для уста

новления опеки и попечительства, обмене жилья, помеще

нии в стационарные учреждения органов социальной защи

ты населения;

• содействие в организации ритуальных услуг и в погребе

нии одиноких умерших.

Как видно, здесь используются различные способы и методы оказания помощи. Поэтому, учитывая сложность социальных проблем, интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. При этом и виды технологий будут весьма разнообразными.

Следовательно, учитывая интегрированный, универсальный характер социальной работы, можно выделять социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и другие технологии.

В зависимости от содержания, целей и функций социальной работы (нравственно-гуманистическая, информационно-коммуникативная, аналитико-прогнозная, организационно-методическая, рек-ламно-пропагандистская, регуляционно-профилактическая, аффективно-коммуникативная, социоинтегративная) можно выделить универсальные, общие технологии, которые могут применяться к любому виду и уровню объекта, использоваться любым субъектом социальной работы, — это социальная диагностика, социальная адаптация, социальный контроль, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальная защита, социальное проектирование, социальное посредничество, социальное попечительство и др.

Так, социальная диагностика проводится в целях помощи клиенту, обратившемуся за помощью в социальную службу, и в целях исследования социальных проблем района, города, региона. Соответственно на каждом уровне будут применяться свои мето-

329

ды, способы сбора информации и постановки диагноза, определения путей решения проблем.

Процесс социальной адаптации сопровождает человека на протяжении всей его жизни — необходимо усваивать нормы, правила, человеческого общежития, приспосабливаться к новым социальным ролям, изменению социального статуса, изменениям состояния окружающей среды и внутриличностного состояния. В настоящее время различным слоям, группам населения (пенсионерам, молодежи, вынужденным переселенцам и др.) приходится адаптироваться к тем переменам, которые происходят в нашем обществе, и, соответственно, следует находить способы, методы, т.е. адаптационные технологии, которые бы позволили снизить негативные последствия проводимых социально-экономических реформ.

Таким образом, универсальные технологии, основываясь на общих принципах, всегда будут различаться с учетом специфики объектов социальной работы.

Управление. По иерархии управления можно выделить следующие технологии: государственные, региональные, территориально-отраслевые, местного самоуправления и трудового коллектива. Несомненно, разработка и исполнение этих технологий напрямую связано с субъектом, целями и масштабом тех задач, которые он должен решать.

Субъекты социальной работы — это государство со своими структурами, общественные, благотворительные и другие организации и учреждения, социальные работники.

Учитывая сложность субъекта социальной работы, можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Так, Министерство труда и социального развития в большей степени разрабатывает и реализует технологии социальной диагностики, социального проектирования, социальной защиты, социального обслуживания и др. в масштабах всей страны, с учетом особенностей различных социальных групп.

На уровне социальной службы и в зависимости от направленности ее деятельности (приют, стационар, социально-реабилитационные центры для различных категорий населения, консультации, центры занятости и др.) могут использоваться как частные, так и универсальные технологии, создаваться свои уникальные технологии, методики. Пример — оригинальные методики сотрудников центра реабилитации детей с ограниченными возможностями «Радуга» в г. Клину*.

В зависимости от квалификации субъекта технологии могут быть простыми (доступными неспециалистам), сложными (требующими квалификации специалиста определенного профиля) и

* См. подробнее: Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. ВЗч. —М.: СТИ, 2000.

330

комплексными (требующими квалификации и участия специалистов в различных областях). Так, социальное обслуживание ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре, обеспечивают педагог, психолог, врач, социальный работник, технический персонал, другие специалисты.

Возможна типологизация социальных технологий относительно субъекта и ло такому критерию, как направление социальной работы: технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения, по месту жительства, в воинской среде, в пенитенциарной системе и т.д.

Кроме того, различают технологии социальной работы с населением, проживающим на территории страны, и с населением (группами), оказавшимся по тем или иным причинам за ее пределами, а также социальные технологии, применяемые в России и за рубежом,, что обусловлено разными условиями жизни, уровнем экономического развития, культурными традициями и другими особенностями.

В заключение отметим самую тесную связь классификации технологий в социальной работе с социальными технологиями. Добавим к этому, что в социальной работе можно также выделять инновационные и рутинные технологии. Если первые базируются на инновационных подходах к решению социальных проблем, то вторые характеризуются, как правило, набором уже устаревших методов и средств, основанных на практической смекалке и не отличающихся высокой наукоемкостью. Их применение обычно связано с оказанием элементарной помощи нуждающимся людям, не требующей специальной подготовки.

Примером инновационных технологий могут быть, в частности, современные социальные технологии профессионального обучения безработных, основу которого составляет активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых его свойств и характеристик.

В социальной работе- используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных территорий, отличающей их от большинства регионов России.

Технологии в социальной работе во многом предопределяют ее эффективность.