logo
шпоры к госам в соц

Глава 2. «электронное правительство» и федеральная целевая программа «электронная россия»

Чтобы справиться со стоящими перед ними задачами, региональные и муниципальные органы власти разрабатывают стратегии выявления наиболее важных проблем, требующих немедленного внимания, и разрабатывают пути их разрешения. Что необходимо предпринять и в какой срок? Какие ресурсы требуются для этого, как будут определяться цели и результаты, к которым нужно стремиться? К первоочередным задачам могут быть отнесены, например, забота о детях, общественная безопасность, устранение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, создание и развитие транспортной системы и среды обитания (включая зоны отдыха), обеспечение всеобщего доступа к услугам и забота о самых незащищенных членах общества.

Информационно-коммуникационные технологии в системе регионального управления выходят на первый план, позволяя справляться с широким кругом проблем и удовлетворять разнообразные ожидания общества. Опрос, проведенный в европейских странах в начале 2004 года компанией Kable, показал, что внедрение новейших технологий обуславливалось в первую очередь потребностью улучшить отношения с гражданами. Более 90% организаций, принявших участие в опросе, наметило к реализации проекты по созданию центров связи, систем управления отношениями с клиентами, доступа в Интернет, каналов доступа (например, интернет-киосков) и цифрового телевидения. Стремление улучшить систему отношений с гражданами напрямую связано с целью совершенствования предоставляемых услуг. Информационно-коммуникационные технологии были названы ключевым моментом в достижении этой цели.

Более тесные связи с гражданами и более частые контакты с ними зачастую позволяют муниципальным и региональным органам власти добиваться большей эффективности оказания услуг, чем это получается у национального правительства. При этом региональные органы власти могут выполнять важную роль связующего звена между правительством страны и работающими на местах муниципальными органами власти. Сотрудничая с местными партнерами и коммерческими организациями, соизмеряя предоставляемые услуги с потребностями граждан, региональные и муниципальные органы власти способствуют тому, что эти услуги становятся более комплексными, а, следовательно, их эффективность поднимается на новый уровень.

Граждане являются не только участниками государственных процессов, но и потребителями государственных услуг. При этом независимо то того, чего хотят конкретные люди – получить лицензию на ношение оружия или разрешение на открытие нового магазина, – они всегда надеются, что государство быстро отреагирует на их запросы. Как налогоплательщики, все граждане заинтересованы в том, чтобы государство функционировало более эффективно и с большей отдачей. Требования снизить уровень бюрократизма и упростить предоставление услуг предъявляются всем уровням государственного управления – от местных органов и до федеральных ведомств.

При оказании услуг муниципальными и региональными органами власти интересы граждан становятся основополагающими, а качество этих услуг, их своевременность и эффективность затрат на их оказание повышаются. Все уровни государственного управления испытывают постоянно растущее давление со стороны общества, которое хочет, чтобы государственные организации более оперативно и чутко откликались на запросы граждан.

Сфера деятельности государственных организаций – на федеральном, региональном и местном уровне – чрезвычайно широка; она охватывает улучшение медицинского обслуживания, борьбу с преступностью, защиту окружающей среды, повышение уровня образования, решение проблем, связанных с изменением демографической ситуации, стимулирование деловой активности, а также создание новых рабочих мест и поддержание необходимого уровня занятости. Всем органам власти необходимы средства для того, чтобы

• увеличивать использование потенциала каждого работника;

• предоставлять нужную информацию в нужное время тем государственным служащим, кому она необходима. Благодаря этому работники государственного сектора получают возможность в кратчайшие сроки принимать обоснованные решения и сразу же приступать к их реализации.

Успех в решении этих задач в значительной степени зависит от технологии, использующейся для совершенствования уже существующих систем и процессов. Организация бизнес-процессов требует привлечения технологий, которые позволят вывести работу на современный уровень. В результате произойдет не только повышение качества предоставляемых услуг, но и перераспределение ограниченных ресурсов из операционной и управленческой сферы в область непосредственного оказания услуг.

2.1. Внедрение информационных технологий в государственное управление

Учитывая требования граждан о предоставлении им разнообразных качественных государственных услуг и расширении возможностей доступа к ним, государственные учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать электронное правительство часто заканчивались созданием не связанных между собой электронных «островков» на базе отдельных подразделений, в которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий.

Одной из задач создания «электронного правительства» является совершенствование совместной работы государственных организаций – повышение оперативности и согласованности в совместном использовании информации между органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение этой задачи будет способствовать более экономному использованию бюджетных средств и повышению эффективности деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых станет возможно осуществить переход к государственным службам нового типа.

В условиях стремительного развития информационных технологий государственным организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход к «электронному правительству» позволит государственным органам воспользоваться преимуществами Интернета и быстрее реализовать новые решения за счет интеграции различных ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным сектором и частными компаниями, а также между государственными организациями и гражданами. Кроме того, любое законченное решение в области «электронного правительства» должно обладать следующими качествами:

• предоставлять единую точку доступа к электронным услугам, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю;

• способствовать преодолению информационного неравенства;

• предоставлять людям возможность обучаться на протяжении всей жизни;

• восстановить доверие граждан к правительству;

• способствовать развитию экономики;

• способствовать выработке разумных законов и здравой политики;

• создавать формы правления с бóльшим участием граждан.

Правительству, чтобы вновь обрести поддержку и доверие своих граждан, необходимо «модернизировать» или перестроить характер взаимоотношений с ними: сначала создавая новые бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные схемы сотрудничества с частным сектором, а затем разрабатывая электронные услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые расширяют возможности граждан для их активного участия в процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся позади в движении к информационному обществу.

Концепция Microsoft по использованию информационных технологий в «электронном правительстве» состоит в том, чтобы превратить государственный сектор в лидера, возглавляющего переход к информационному обществу. Для достижения этой задачи разрабатывается разнообразное программное обеспечение, которое позволит гражданам получать доступ к услугам в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства.

Благодаря развитию онлайновых услуг государственные организации могут расширить свои возможности по удовлетворению потребностей граждан в более оперативном и эффективном отклике на их запросы. Путем переноса множества информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям функций самообслуживания в онлайновой среде, государственные служащие могут превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть за рамки традиционной бюрократической системы и создать новые взаимоотношения со своими гражданами.

2.2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»

В России важным шагом на пути к повышению конкурентоспособности экономики, расширению возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, увеличению эффективности государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации может стать федеральная целевая программа "Электронная Россия" (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65). Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка информационных технологий, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д.

Раздел 3 Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» – «Система программных мероприятий» – содержит перечень мероприятий по девяти основным направлениям использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления. Одним из направлений является «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия которого ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных» (пункт 3.3 Программы).

Для достижения данной задачи необходимо:

• развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и документооборота;

• развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов;

• повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения и использования опыта, накопленного в социально-экономической сфере, развития систем консультирования и повышения квалификации.

Реализация работ по совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, а также эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств.

2.3. Перспективы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления.

Реализация такой задачи Федеральной целевой программы «Электронная Россия», как «Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения информационных технологий», предполагает создание систем электронного документооборота, упрощающих решение многих задач – это и сокращение сроков обработки различных документов, и расширение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, и повышение качества принимаемых управленческих решений. Однако применение электронных документов сегодня порождает многочисленные вопросы, от решения которых будет зависеть эффективность электронных коммуникаций в государственном секторе в будущем.

До последнего времени сама жизнь вынуждала министерства и ведомства ускоренно реализовывать собственные программы внедрения информационных технологий. В Министерстве финансов, Министерстве по налогам и сборам, Таможенном комитете, Госкомстате и многих других ведомствах без информационных технологий, без полноценных баз данных работать очень трудно: сотрудники тонут в море информации. Сейчас Интернет-ресурсы есть практически у всех министерств и ведомств, однако до коммерческих веб-узлов им еще далеко, в основном по количеству и эффективности различных сервисов. При этом практически все государственные структуры пока испытывают проблемы со своими «представительствами» в Интернете. Труднее всего, как обычно, найти финансирование и подходящие кадры. Как правило, все делается на чистом энтузиазме или в карьерных целях, но таких энтузиастов – единицы в каждом ведомстве, в то время как для полноценного обслуживания министерского или ведомственного веб-узла требуются 20-30 человек.

При этом даже наиболее «продвинутые» в области использования информационных технологий ведомства стараются решать только свои собственные задачи сбора и обработки информации: о налогоплательщиках, объемах поставок и др. А все, что связано с раскрытием информации для населения и бизнеса, с организацией онлайнового взаимодействия правительственных учреждений с гражданами и компаниями, отходит на второй план. Между тем, с точки зрения бизнеса или граждан, именно возможность взаимодействия с правительством через информационные технологии является приоритетной.

Еще одной важной частью управления взаимодействием правительства с бизнесом и гражданами должна быть защита информации. Предполагается, например, что налогоплательщики будут передавать в электронной форме персональные данные о своих доходах. И если государство не сможет внятно объяснить, каким образом, на технологическом, процедурном и нормативном уровне, оно гарантирует полную защиту подобных данных от несанкционированного доступа, то сама идея «электронного правительства» в России будет дискредитирована.

Решая проблемы защиты информации, большинство государственных организаций сталкивается с острым дефицитом специалистов в этой области. Особенно остро этот вопрос стоит в малых субъектах федерации, где отсутствуют научно-промышленные центры. Поскольку повышение квалификации специалиста в Москве или других крупных городах России стоит немалых денег, встает вопрос о целесообразности формирования государственной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для бюджетных организаций.

Кроме того, большое значение имеет уровень информационной подготовки государственных служащих. Представляется необходимым уже сейчас приступить к перестройке системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, которая бы работала с некоторым опережением. Первый опыт внедрения информационных технологий в систему образования в середине 1980-х годов говорит о необходимости 100-процентной переподготовки региональных чиновников в области использования информационных технологий.

Эффективное внедрение современных информационных технологий в органах власти и управления, создание единого информационного пространства как для отдельного региона, так и для всей страны в целом не может не предполагать единого стандарта программного обеспечения, надежной защиты информации, решения правовых, организационных и многих других вопросов. Совершенно очевидно, что для этого необходим централизованный подход, который может быть реализован только в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Так, уже в 2002 году были начаты пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в администрации президента, представителей президента в округах и других властных структурах. В целом, к 2010 году доля электронного документооборота должна будет составить 65%.

2.4. Электронное правительство и приоритеты пользователей.

Электронное правительство должно выдерживать баланс между интересами граждан и бизнеса, а также между государственными и общественными интересами.

Проблемы бизнеса связаны с налогообложением, конкуренцией, аутентификацией, защитой собственности, уровнем правительственных услуг. Для граждан наиболее важными являются свободный доступ к информации, сохранение персональных данных, ответственность и выполнение обязательств. В странах Европейского Союза законодательство традиционно было ориентировано на граждан, однако законы делались более благоприятными для бизнеса, особенно в таких областях, как мобильная связь, электронная коммерция и телекоммуникации. В США, наоборот, имеет место обратное явление, когда растет интерес к безопасности персональных данных.

Концепция формирования электронного правительства должна исходить из нескольких основополагающих принципов, которые отражали бы все эти приоритеты, а также приоритеты общественного, политического и социально-экономического развития общества в целом. В число этих принципов большинство исследователей включают следующие.

Повышение осведомленности граждан о деятельности правительственных структур различных уровней. Этот аспект охватывает технологии, обслуживающие предоставление информации о деятельности систем и структур правительства, администрации, выборных представителей, депутатов и т.д. Фактически это информация о деятельности и структуре самого органа власти или правительства, а не об услугах, ими предоставляемых. Информация такого рода может публиковаться, например, на различных правительственных и парламентских веб-сайтах, а механизмы ее доставки могут включать как электронные средства (Интернет, телевидение, телефон, радио), так и неэлектронные (газеты, объявления и т.д.).

Обеспечение доступности информации и ее доставка до конечных пользователей. Здесь основой является доступность информации, ее доставка и распределение с помощью услуг, предоставляемых администрациями правительств или иных органов власти на различных уровнях. Примерами являются веб-сайты департаментов, правительственные директории, муниципальные веб-сайты, информация о системах общественного обслуживания и др. эта информация может быть доступна по требованию («pull»-технологии) либо в принудительном порядке, например при оповещениях, предоставляется без запросов, в режиме «push». Механизмы доставки этой информации могут быть теми же, что и в предыдущем случае.

Поддержка и усиление обратной связи между властями и обществом. Каналы обратной связи могут предоставляться как в индивидуальном порядке, например для отдельных представителей, так и для администраций департаментов и ведомств. Они могут быть общими (например, отправка по электронной почте вопросов по поводу отдельных локальных или персональных дел), либо предметно-ориентированные, когда граждан приглашают высказаться по общественно-значимым проблемам. Электронные каналы включают электронную почту и телефон, традиционные каналы могут быть ориентированы на традиционную почтовую службу.

Обеспечение участия граждан в деятельности правительства и администрации. Эта группа проблем лежит между поддержкой обратной связи и приглашением к непосредственному участию в процессе разработки политики и правительственной деятельности. Обычно это имеет место на локальном уровне в различных муниципалитетах, например, когда группы граждан извещают местные советы о своей позиции по вопросам автомобильных парковок или по проблемам развития своего района. Ясно, что эти вопросы имеют мало общего с проблемами, решаемыми на уровне национальных правительств. Прямое участие отдельных граждан в решении политических вопросов является пока редким явлением и, как показывает имеющийся опыт, далеко не всегда однозначно приветствуется политиками и государственными чиновниками. Традиционным средством сообщения информации являются митинги или дискуссии. Электронным эквивалентом являются группы онлайновых дискуссий.

Непосредственная поддержка демократических процессов. Это аспект, во-первых, может быть связан с онлайновым высказыванием мнения по специфическим и, как правило, неполитическим вопросам (например, варианты нового флага). Во-вторых, он может включать онлайновую поддержку электоральных процессов, таких как регистрация избирателей, контроль списков голосования и различные формы онлайнового голосования.