logo
шпоры к госам в соц

94 Роль коммуникационных технологий в социальных инвестициях, деятельность пр специалиста в их реализации

1.1. Информационное общество и единое информационное пространство

В любом государстве принципиально важно создать условия беспрепятственного движения по всей территории не только товаров и людей, но и информации. Есть все основания утверждать, что создание информационного общества (единого информационного пространства) является таким же необходимым условием, как и сохранение целостности.

Информационное пространство – совокупность информационных ресурсов, информационных систем и коммуникационной среды.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих не основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а так же удовлетворение их информационных потребностей.

Иными словами, единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

• информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

• организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

• средств массового взаимодействия граждан и организаций, в том числе программно-технических средств и организационно-нормативных документов, обеспечивающих доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.

Информационная технология – совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения. Информационная технология – совокупность методов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.

Использование информационных тезнологий можно представить следующей схемой:

Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительные черты информационного общества:

• увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

• возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

• создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Традиционно с момента возникновения в конце 60-х – начале 70-х годов «информационное общество» рассматривалась как футурологическая концепция, описывающая будущее общество, наделявшая его во многом утопическими чертами – постепенным исчезновением рутинного труда и заменой его творческим, ведущей ролью знания, гуманизацией государства.

Исходя из тенденций опережающего развития сектора экономики, связанного с производством, распространением и передачей информации, делались выводы об изменении структуры экономического производства, из сокращения издержек электронных коммуникаций прогнозировалось развитие новых форм занятости и политической активности, изменения в сфере средств массовой информации и досуга.

С массовым распространением технологий электронной почты и Internet прогнозы, носящие несколько отвлеченный характер, перешли в плоскость практического применения.

Идея справедливого, гуманного и свободного «информационного общества», естественно, дала название многочисленным правительственным программам информатизации и развития социально-экономических приложений Internet-технологий.

1.2. Информационное обеспечение процесса управления

Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая организация нуждается в рациональном и эффективном управлении. Под организацией могут пониматься различные общественные образования: промышленные предприятия, коммерческие фирмы, государственные учреждения и т.д. Но информационное обеспечение их деятельности осуществляется по одним и тем же принципам.

Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также различные информационные системы. Различие между субъектом и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего действия, а объект подчинен этому действию.

Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

• сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;

• анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;

• выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

• передача управляющего воздействия объекту.

Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить, насколько эффективно оказанное на объект управляющее воздействие.

Процесс управления нуждается в предоставлении своевременной, достоверной и полной информации, т.е. информационном обеспечении.

Информационное обеспечение управленческой деятельности – это осуществление действий по предоставлению своевременной. Достоверной и полной информации субъекту управления (руководителю) с заданной периодичностью.

Задачи информационного обеспечения процесса управления заключаются в следующем:

• удовлетворение информационных потребностей управляющих органов;

• определение и отбор источников информации;

• правильная интерпретация и систематизация полученных данных;

• проверка достоверности, полноты и непротиворечивости данных;

• исключение дублирования информации;

• представление данных в едином и удобном для восприятия формате;

• многократное использование полученной информации;

• постоянное обновление данных.

Таким образом, информационное обеспечение является неотъемлемой частью любой управленческой деятельности. С его помощью происходит распространение необходимой информации среди компетентных лиц и ее эффективное использование в процессе принятия управленческих решений.

1.3. Внутриорганизационные коммуникации и компьютеризация

Процесс управления невозможно представить без оперативного обмена разнообразной информацией. Современный уровень развития средств связи представляет широкие возможности организации такого информационного воздействия.

Под системой телекоммуникаций понимают комплекс средств и каналов связи, работающих по определенным, им присущим принципам (физическим, организационным, технологическим и др.) и предназначенных для передачи информации на большие расстояния.

Основным средством телекоммуникации, т.е. организации информационного обмена, для современных предприятий являются компьютерные вычислительные сети. Этот вид телекоммуникаций в настоящее время переживает период бурного развития и роста. Сейчас уже в каждой солидной организации имеется собственная локальная сеть, как правило, с выходом в Internet.

Под внутриорганизационными коммуникациями будем понимать общение, взаимодействие и передачу информации, возникающую между сотрудниками внутри организации.

Компьютер занял доминирующее положение на рабочем столе и дома, и в офисе. В настоящее время появилась возможность эффективно работать, не выходя из дома, и общаться с руководителем через Интернет. Это повышает заинтересованность работника, потому что неважно, сколько тебе лет, как выглядишь и т.д. В этом случае отсутствует общение с коллегами. Это хорошо, потому что такое общение неминуемо требует определенных усилий. Надо вникнуть в массу проблем, которые их беспокоят, включая домашние. Коллеги могут встретиться в Интернете, переписываться по электронной почте и договариваться о встрече в кафе. Но с другой стороны исчезает барьер между работником и непосредственным руководителем. Благодаря электронной почте между высшим руководителем и подчиненным в определенном смысле вообще нет никаких уровней управления. Поэтому электронная почта — мощный фактор сокращения управленческих иерархий любой организации.

В условиях компьютеризации нужны работники, более способные к самостоятельной деятельности: скорее изобретательные, нежели беспрекословно выполняющие указания. Под влиянием компьютеризации компании займутся переоценкой таких кадровых проблем, как оптимальная численность сотрудников вспомогательных отделов (юридических или финансовых), взвешивая все «за» и «против» их работы непосредственно в штате.

Многие отечественные организации неизбежно столкнутся с тем, что компьютер — это источник не только эффективности, но и многих проблем. Одна из них – обучение сотрудников предпенсионного возраста работе на компьютере. Такие сотрудники, как правило, продолжают вести бумажные записи, а затем эти же данные переносят в компьютер. Получается, что одна и та же работа проделывается дважды. Но возможен другой вариант: продвинутый сотрудник все-таки освоил компьютер. И тогда «адская» машина опять представляет огромную опасность. Случайно стертые документы, не говоря уже о компьютерных вирусах, для сотрудников с солидным трудовым стажем становятся источником постоянных стрессов.

В связи с компьютеризацией может увеличиться дифференциация персонала. Появляется локальная техноструктура, связанная с компьютером и сетями, — программисты, сетевые администраторы и т.д. Когда все документы фирмы хранились в большом железном сейфе, тогда ключ от него был только у руководителя. Теперь недостаточно компьютерно-образованный руководитель вообще не знает, как «достать» информацию.

Таким образом компьютеризация организаций имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Несомненно, это важный и нужный этап на пути к информационному обществу. Но его осуществление должно идти по четко продуманному и спланированному пути. Этому способствуют создаваемые программы и проекты по внедрению информационных технологий в бизнесе и на различных уровнях государственного управления.