Ораторское искусство как прообраз публицистики
В V – VIвв. до н. э. из родового общества складывается рабовладельческое государство. Культура носила устный и агонистичный характер.
Ораторское искусство появилось из-за необходимости заявить о себе на выборах, защитить себя в суде и так далее.
Ораторское искусство – искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство – это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства и психологических техник.
Существует три вида ораторского искусства:
-
Политическое
-
Судебное
-
Эпидиктическое (торжественное)
Огромную роль в развитии ораторства сыграла софистика. Софистика – это учение о мудрости. Одно из учений софистики: объективной истины нет, главное, как ты это подносишь.
Великий древнегреческий софист Горгий создал на основе софистики риторику. Риторика – научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.
Горгий говорил:
-
«Задачей любого словесного искусства является обман».
-
«Речь, убеждая, обманывает душу».
-
«…Ибо слово – величайший владыка».
В доказательство того, что можно словом убедить в чем угодно, Горгий сочиняет речь «Похвала Елене» (имеется ввиду Елене Троянской). Горгий защищает Елену и убеждает всех, что она невиновна в разврате.
Журналистика, как связь исторических событий. Шаги к современной профессии
Европа и Азия
Временем зарождения информационной профессии историки считают издание цезаревских газет «Acta senatus» («Вести с заседаний сената») и «Acta diuma populi Romani» («Последние известия для римских горожан»). Их выставляли на улицах Древнего Рима в I в. до н. э.. В таких газетах составляли тексты квесторы (ведали финансовыми и судебными делами), отбирали информацию префекты государственного казначейства. Материалы для издания собирал чиновник из сословия всадников, а размножали тексты специальные писцы.
В Париже появились нувеллисты – люди, обменивающиеся новостями. Они собирались на улицах и площадях города. Затем многие сделали это своей профессией. Появились специальные бюро новостей – прообразы редакций.
Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. Первый печатный станок придумал китайский кузнец Би Шэн в 1043-1047 годах. Он изготовил шрифт из обожженной глины и закрепил буквы на подвижную каретку. На протяжении трех веков станком пользовались в Китае и других странах. Станок мог напечатать лишь один документ или одну страницу. В 1403 году в Корее впервые применили в качестве материала для шрифта бронзу.
В период с 1436 по1444 г. в немецком городе Майнц Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, с помощью которого стала возможна массовая печать брошюр, газет, книг и журналов.
Свой современный облик газеты начали приобретать в XVI веке. Именно тогда вошло в лексикон само слово «газета» — по названию маленькой итальянской монеты gazzetta, которую обычно давали в Венеции за листок с новостями, написанный от руки. Считается, что как раз в этом городе образовались первые бюро по сбору информации — и появилась профессия «писателя новостей».
Россия
В России первые газеты — это «вестовые письма», которые писались от руки. Они появились, когда престол занимал Михаил Федорович, в 1613 году. Их еще называли «столбцы», потому что их писали столбцами на склеенных длинных листах (где-то в сажень). Позже их стали называть так же, как и в Европе — «Куранты». Самое старое издание, дошедшее до наших дней, это экземпляр «Курантов», который вышел в 1621 году. В основном «вестовые письма» содержали переводные заметки из иностранной прессы и донесения русских дипломатов и купцов из других стран. Первая российская печатная газета появилась в 1702 году по указу императора Петра I Великого. Называлась эта газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Первый раз она появилась в Москве 2 января 1703 года. Петр I собственной рукой ее корректировал. Газета размещалась на восьмушке листа, она была почти без полей, напечатана церковным шрифтом. Сведения в «Ведомостях» были большей частью иностранные, в частности, голландские. И сам Петр Великий помечал карандашом, что должно быть переведено для его газеты. Печатали «Ведомости» в большом количестве экземпляров для того времени – 1000 экземпляров. Продавали каждый номер за 2 копейки. После отмены крепостного права в России появляется массовый журнализм. Тиражи становятся больше, количество читателей возрастает, журналисты в редакциях увеличиваются. Редакции становятся не государственными, а коммерческими. Появляется провинциальная печать. Растет число газет и журналов, которые делятся по интересам и аудиториям читателей. В этот же период пресса делится на два типа: солидная (серьезная) и желтая (бульварная). После Октябрьской революции функцией журналиста стала идеологическая пропаганда. Старые журналисты либо эмигрировали, либо нашли новую работу. Настал кризис газетчиков. Тогда в 1919 году VIII съезд партии уделил внимание комплектации редакционных кадров. К середине 20-х годов, когда руководящие кадры газет были укомплектованы, занялись улучшением репортерского состава. К концу 30х годов редакции были полностью укомплектованы.
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования