Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
Говоря непосредственно о роли журналистики в обществе, нужно опираться на ее профессиональные функции. Их в деятельности СМИ огромное количество, в зависимости от охватываемой сферы. Рассмотрим важнейшие из них подробно.
Первая функция журналистики – идеологическая. Она подразумевает оказание глубокого воздействия на сознание аудитории, на формирование ее мировоззренческих основ, жизненных ориентиров, идеалов. И масштаб данной функции необыкновенно размашист.
Сознательность — единство сознания и самосознания. Сознание — внутренняя форма мира, то есть совокупность представлений об окружающем мире во всем его многообразии: от единичных событий до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности всего мира. Самосознание – осознание человеком самого себя, своего общественного статуса, места в жизни, собственных целей и задач, мотивов и инстинктов. Если средства массовой информации обеспечили народу четкую картину окружающей обстановки, то это гораздо упростит социальную ориентированность общества (уяснение системы ценностей, оценка сложившейся ситуации). Следовательно, ориентированность и информирование неразрывно связаны. Уровень ориентированности и осведомленности зависит от того, какую информационную позицию занимают СМИ. Он определяет степень ответственности журналистики перед аудиторией. Информационный процесс необходим для ориентирования масс.
Когда речь идет о воздействие на сознание, нельзя не упомянуть такие понятия как пропаганда и агитация.
Появление термина «пропаганда» изначально соотносят с католической практикой. В наше время подразумевает тиражирование философских, эстетических, технических и других знаний. С XX века приобрела политических оттенок. Зачастую в обществе складывается недоброе отношение к пропаганде. Это имеет свое объяснение.
В первую очередь это происходит в случае неправильной трактовки ее содержания. Согласно определению, пропаганда основывается на знаниях. Но многие ассоциируют данных термин как навязывание чужого мнения. В действительности задача «белой» пропаганды – просвещение. Еще одним фактором, усугубляющим негативное отношение к пропаганде, является предрассудок ее исключительно политической сосредоточенности. На самом деле средства массовой информации активно воздействует на формирование взглядов в области культуры, здравоохранения, образования и так далее.
Понятие агитация очень тесно связано с пропагандой. От пропагандистской деятельности отличается конкретизацией и определенностью. Агитация в большей степени оказывает влияние на общественное мнение – изменчивая, реактивная часть сознания. Оно наполнено эмоциональными элементами, поэтому легче поддается окружающему давлению и может трансформироваться вопреки сознанию.
Следующая значимая функция – коммуникативная. Термин «коммуникация» относительно молодой. Его появление в литературе относят к началу XX столетия. Сейчас употребляется в различных смыслах: обмен информацией, общение людей, средства сообщений. Это понятие используется также для обозначения способов распространения и получения информации (печатные издания, радио, телевидение, телефонная сеть, Интернет). Установление контакта, общение – это, безусловно, субъектно-объектные отношения с обратной связью. Участниками процесса коммуникаций могут выступать как отдельные индивидуумы, так и различные социальные группы и все общество в целом. Главное – взаимное сотрудничество. Если обратная связь отсутствует, не ведется диалог, коммуникативная функция не выполняется. Не осуществляется информирование общества. Аудитории предоставляется возможность выражать собственное мнение, предлагать варианты решения злободневных вопросов. Коммуникативная функция очень объемна и многогранна. Но ее основной составной частью является информационность. Информационная функция подразумевает сбор, обработку и распространение информации на публику с учетом ее потребностей и интересов. В зависимости от вида информации, выделяют две ветви функции:
1) осведомление об условия жизни в обществе и происходящих событиях;
2) – информационное обеспечение инновационных процессов.
То есть информация может быть самой разнообразной: событийной, исторической, аналитической и так далее, главное – она обязательно актуальна, полна, своевременна, объективна, достоверна и структурирована. Форма и содержание информации во многом обуславливается каналом передачи. Самым популярным в России, как и в большинстве зарубежных странах, является телевидение.
Еще одна функция, которую выполняет журналистика – это рекреативная, то есть развлекательная. Из-за тяжелых условий нашей повседневной жизни каждый человек нуждается в разрядке, расслаблении. Именно рекреация (от латинского «recreation» – восстановление) способствует восполнению энергии, эффективному отдыху. С каждым годом роль СМИ в данной сфере все возрастает, так как мы живем в обстановке усложняющихся стрессовых обстоятельств. Плюс реализации рекреативной функции СМИ заключается в вовлечении аудитории в реальные активные виды отдыха (путешествия, спорт, культурно-развлекательные мероприятия). Так же имеет место быть и негативная сторона данной функции. Дело в том, что воплощение в жизнь этой функции очень часто идет во вред работы СМИ при выполнении других должностных обязанностях. В необходимой степени не реализуются остальные функции. Основные мотивы обращения журналистов к рекреации объясняются их стремлением к популярности, финансовой выгоде. Зачастую средства mass-media не задумываются о содержании выпускаемого материала. Действенное функционирование журналистики возможно лишь в том случае, если результаты труда воспринимаются публикой с удовольствием, приносят эстетическое наслаждение, обогащают внутренний мир личности, несут положительный заряд эмоций.
Важное место отводится также рекламно-справочной функции. В современном мире она является едва ли не самой востребованной в народе. Данная деятельность связана с удовлетворением потребностей аудитории с учетом круга ее интересов (туризм, спорт, техника, рыбалка, охота). Характерно, что навязчивая телевизионная реклама вызывает у населения недовольство. А справочно-рекламные публикации в печатных изданиях пользуются большим спросом.
Очередная, наиболее значимая функция, которую мы изучим в данной работе – культуроформирующая. Перед журналистским сообществом ставится задача, являясь одним из институтов культуры, участвовать в пропаганде высоких культурных ценностей в обществе, формировании этического и эстетического воспитания. Само понятие «культура» многозначно и имеет несколько значений. С латинского «cultura» –воспитание, образование, возделывание. Наиболее полное и точное определение этого термина звучит так: культура – это уровень развития личности, социальных групп, слоев, общества, воплощенный в созданных материальных и духовных ценностях и идеалах, с его творческими способностями и умением созидать. Уровень культуры – ступень возвышения человека и общества над первоначальным состоянием. Культура приобретается в процессе обучения, а не передается биологически. Ее формирование, как реализация функции СМИ, прежде всего, направлена расширить кругозор человека, обогатить духовную сторону жизни личности. Чтобы справляться с исполнением данной функции и снабжать аудиторию интересующей информацией, журналист обязан углубленно изучить выбранную отрасль культуры. Самой популярной сферой культуры считается, как правило, художественная культура (архитектура, литература, музыка). Затем следуют прикладные науки. Эти области культуры, естественно, наиболее распространены в образовательных рубриках печати, телевидения, радио.
В последнее время многие ученые выделяют интегративную функцию СМИ. Интеграция — сплочение, объединение экономических политических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны и мира. Роль журналистики в исследовании данной проблемы важна так, как ни одного другого социального института. Но велика и ответственность. Каждый журналист, затрагивающий вопрос интеграции, должен осознавать всю остроту темы. Любое неосторожное слово, может вызвать необратимые последствия: разжечь межнациональный конфликт, усугубить межгосударственные разногласия.
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования