logo
metodicheskoe_posobie

Связь саморазвития и самовоспитания личности

Более подробное определение самовоспитания мы можем видеть в работах В. И. Андреева. Он выделяет некое различие между понятиями «саморазвитие» и «самовоспитание» – если «саморазвитие» как процесс допустим исключительно в творческой деятельности, то самовоспитание происходит как в творческой, так и в репродуктивной деятельности, то есть в результате непосредственного копирования отдельных черт и качеств личности. Он делает акцент на то, что «ведущей функцией самовоспитания является самоуправление личности в игровой, учебной, трудовой, общественной и других видах деятельности и общения с целью развития у себя социально и лично значимых свойств и качеств личности».

Самовоспитание строится на осознании личностью происходящих в ее психике процессов, на умении осознанно управлять данными процессами, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования. Самовоспитание, самосовершенствование – это процесс осмысленного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно происходит формирование и развитие ее качеств и умений.

Саморазвитие несравненно шире, чем самовоспитание, оно охватывает физиологические, психологические, педагогические, интеллектуальные и другие процессы личности, в то время как самовоспитание отражает чисто педагогические способы развития.

Самовоспитание – это одна из составляющих саморазвития. Это средство, обеспечивающее фундамент творческого саморазвития личности, ее приобщения к общечеловеческому опыту профессионально-педагогической культуры.