logo
metodicheskoe_posobie

Выявление мотивации к процессу саморазвития

Для того чтобы заниматься личностным развитием, необходим определенный стимул, или внутренняя мотивация. В принципе, это то, без чего неосуществима никакая деятельность. Человек с обильной внутренней мотивацией  активный, предприимчивый, открытый к свежей информации и новоиспеченным контактам. Это формирует его харизму, привлекательность для окружающих. А главное это формирует его творческую сторону личности. Как правило, внутреннюю мотивацию порождает внешняя. Однако смысл есть только в том случае, когда в ответ на внешние воздействия личность стремится отреагировать.

Внешняя же мотивация дает результат тогда, когда она резонировала с внутренними потребностями. В большинстве случаев внешняя мотивация стимулирует личность двигаться по принципам избавления от чего-либо или достижения какой-либо цели. По установлению психологов, первый принцип «избавления» является более результативным.

Необходимо ознакомиться со всевозможными способами для усиления личной внутренней мотивации:

1. Основной мотивацией к саморазвитию личности выделяется общение с единомышленниками. Лучший вариант – общение вживую, глаза в глаза. Если данный вариант по каким-либо причинам не удовлетворяет личность, то можно опробовать общение через Интернет, которое на сегодняшний день достаточно развито – это всевозможные блоги, тематические сайты, форумы. Человек не просто общается, но и обменивается настроением, идеями, эмоциями, вбирает в себя что-то новое от других. Таким образом, развивается коммуникативность – элемент, необходимый для личностного саморазвития.

2. Достаточно сильным мотиватором являются учеба и получение знаний. Чем больше человек углубляется в процесс познавания, тем более вероятен переход к самопознанию и «самокопанию», что так же неизменно ведет к саморазвитию.

3. Еще один необходимый мотиватор к саморазвитию личности – непосредственно действие. Главное – не слишком увлекаться размышлениями и планированием, взвешиванием всех "за" и "против", иначе стремление к практическому действию исчезает.

4. Вслед за действием идет результат. Получение результатов от своих действий усиливает самомотивацию, дает стимул достигать новых высот и стремиться к саморазвитию.

5. Признание. Если о первых личностных достижениях еще никто не знает, следует рассказать о них окружающему обществу. Поддержка поднимает самооценку и желание двигаться дальше, какие-либо замечания дают курс на изменение и переосмысление деятельности.

6. Эмоциональность. Данная мотивация зависит от самой личности. Чем ярче и светлее эмоциональная окраска личности, тем легче ей будет сориентироваться на пути к самопознанию и саморазвитию.

Мотивированная личность – личность, стремящаяся к саморазвитию. Человек без какой-либо мотивации считается не готовым к процессу саморазвития и не может подойти к нему, пока не обнаружит свой мотив.

Вопрос №29. Формы учебной работы

Лекция

Лекция — это последовательное, систематическое изложение учебного материала, темы, раздела, предмета, методов науки. Существует лекции учебные и публичные. Она, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения. В кратком вступлении обозначаются тема, план и цель лекции. В повествовании основной части лекции последовательно раскрываются все главные вопросы, приводятся определения основных понятий. Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершает ее.

Лекция выполняет следующие функции: информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую, ориентирующую (в проблеме), разъясняющую, убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Восприятие лекции слушателями, особенно длительной, зависит от способности лектора сосредоточить и удержать внимание аудитории.

Существует классификация лекций по целям:

Вводная лекция (происходит знакомство студентов с целью курса, его ролью и местом в других учебных дисциплинах). Во вводной лекции преподаватель рассказывает о методике работы над курсом, дает общую характеристику учебника и учебных пособий, предъявляет основные требование к экзаменам, а также связывает теоретический материал с практической работой студентов.

Информационная лекция —самый часто встречающийся класс лекции На данных лекциях постепенно в соответствии с учебным планом раскрывается содержание конкретной темы.

Обзорная лекция — краткое изложение материя не конспектом, а системами.

Обзорно-повторительная лекция. (Отражает краткий обзор теоретического положения и основу данного раздела, исключая детали и второстепенный материал).

Главные требования к лекции — идейность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий.

Семинар

Семинар — один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимся сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей.

Цели семинара: выработать у студентов навыки исследовательской работы, закрепить пройденный материал, своеобразно проинформировать, ввести в специальность; выработать навык публичного выступления, вовлечь студента в обсуждение; взаимообмен мнениями, знаниями.

Лабораторно-практические занятия

Лабораторные занятия - один из видов самостоятельной практической работы. Данные занятия преследуют цель углубить и закрепить теоретические знания по определенной теме, развить навыки самостоятельного экспериментирования. На факультете журналистики методом лабораторно-практических занятия обычно является выпуск учебной газеты, теле - радиопередачи.

Конспектирование литературы

Конспектирование литературы - один из видов работы с литературы, основанное на кратком письменном изложение содержания статьи, лекции, включающее в себя основные положения, их основание фактами, примерами и т.д. В процессе конспектирования студент учиться выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отдельными положениями.

Методы конспектирования различны. Монографическое или полное конспектирование происходит при изложении какой-то работы целиком. Если взять только отдельную главу или раздел, конкретную тему из книги -значит, вы занимаетесь выборочным конспектированием.

Выделяют следующие типы конспекта: текстуальный, схематический, тематический, обзорный.