logo
metodicheskoe_posobie

Глобализация в журналистике и ее роль в обществе

В последнее время очень часто предметом разговора становится глобализация. Весь этот сложный процесс неразрывно связан со средствами коммуникаций. Многие специалисты утверждают, что понятие «глобализация» определяется как вовлечение всей цивилизации в единую систему общественно-политических, культурных и финансово-экономических связей, опирающихся на новые информационные и коммуникационные технологии. Если изучать процесс глобализации журналистики углубленно, ее следы очевидны: одинаковые теле-радио-программы в разных странах, отличающиеся лишь языком; однотипная реклама в газетах и журналах; те же самые фильмы и музыка. Такая закономерность дает на право считать СМИ главными движущими механизмами глобализации. И чем выше уровень развития массовых коммуникаций, тем быстрее осуществляется процесс всемирного объединения. Усовершенствование традиционных СМИ (газет, радио и телевидения) с течением времени все ощутимей. Это отражается как во внешней форме, так и во внутреннем содержании. Облегчается способ доставки материала. Особенно беспрепятственно коммуникативное воздействие осуществляется во всемирной сети Интернет. С ее появлением возникают новые виды СМИ - электронные газеты. Их достоинство – постоянное обновление.

Вернувшись к общему определению глобализации, отметим большую роль журналистики в освещении данной темы. От позиции, которую отстаивают средства массовых коммуникаций, зависит очень многое. Еще в XIX веке великий полководец Наполеон Бонапарт говорил, что для завоевания государства не обязательно иметь огромную армию, а нужно иметь на своей стороне как можно больше хороших газет. О мощном воздействии СМИ знал и немецкий вождь Адольф Гитлер. В сороковые годы в Германии активно развивается телевидение, с 1935 года трансляции стали постоянными. Благодаря этому пропагандистские идеи фюрера приобретали все большую популярность и массовость.

Та роль, которую исполняет журналистика в нашем обществе, дает возможность именовать ее метафорично «четвертая власть» или «информационная власть», уподобляя исполнительной, законодательной и судебной. Нам кажется, с одной стороны, это действительно так. СМИ при обращении к каждой отдельной личности и всему народу в целом помогает фундаментальней ориентироваться в происходящих событиях, понимать и оценивать случившееся, анализировать жизненные процессы, учиться новом, познавать себя самого. Деятельность журналистов охватывает весь мир, они движут сознанием огромной аудитории. Пресса, телевидение, радио и Интернет – главные инструменты давления. Сейчас нормализацией функционирования СМИ занимаются негосударственные коалиции. Огромную роль в этом процессе играет Союз журналистов России. Он представляет собой творческую организацию, которая обобщает и классифицирует предложения журналистов, отстаивает их взгляды, развивает план грамотного распространения информации. Данное объединение распространено во многих крупных городах и регионах страны (например, Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Владимир, Самара). Члены Союза журналистов – люди, внесшие значительный вклад в развитие российской журналистики (А.Н.Битков, В.И.Весов, Ф.Ф.Конюхов, Л.Г.Свитич, Д.М.Белокопытов, Е.Е.Данилов, С.С.Козлов и многие другие). Разработка и укрепление в понимании и поведении социума правил функционирования СМИ требует вовлечения всех общественных структур, их взаимного сотрудничества, полной самоотдачи и искреннего желания оставить след в истории развития журналистики.

Вопрос №6. Журналистская профессия в ряду других профессии

Общие особенности профессии журналиста. Сравнение журнализма с другими профессиями

Чтобы перейти к вопросу о положении журналистики в ряду других профессий, необходимо вычленить особенности журналистики в целом.

Журнализм как профессия подразделяется на различные виды деятельности – специальности: газетчики, тележурналисты, радиожурналисты, работники информационных агенств, журналисты Интернет-СМИ и другие. В каждой специальности можно выделить специализации по видам деятельности: репортер, комментатор, ведущий теле- и радиопередач, расследователь, аналитик, интервьюер. Следующей идет профилизация журналиста, или тематика журналистской деятельности: на данном этапе выделяется ориентация на политические, экономические, спортивные, социальные темы, на темы культуры, светской жизни, криминальной хроники. Такова структура профессии журналиста, это эталон журналистской деятельности.

Известный профессиолог Е. А. Климов различает в мире профессий пять типов:

- социономические – структура «человек – человек» (продавец, учитель)

- артономические – структура «человек – художественный образ» (художник, писатель)

- сельскохозяйственные – структура «человек – природа» (агронов, лесовод)

- технические – структура «человек – машина» (водитель, механик)

- сигнономические – структура «человек – знак» (программист, бухгалтер)

Профессия журналиста относится практически ко всем пяти существующим видам, которые в своей основе так же имеют дело с информацией, коммуникациями, социальной деятельностью, творчеством, словом. Для наглядности сравним журналистскую деятельность с деятельностью писателя, деятеля искусства, ученого, историка, политика, юриста, педагога и священника.

1. Журналист и писатель Сходство этих двух профессий состоит в том, что и писатель, и журналист имеют одинаковый инструмент деятельности – слово. Однако объектом изображения писателя является жизнь, обозначенная в образе, типе, обобщении. Объект изображения писателя – чаще выдуманные, живущие и развивающиеся на протяжении многих страниц произведения личности.

Писатель изображает мир глубинно, завершенно. Журналист же изображает в основном сиюминутную действительность, миг, явление, злобу дня. Его материалы должны быть актуальными, а целостная картина мира складываться из событий и явлений.

Литература изучает психологию человеческой личности, психологию поступков и явлений; познание жизни в ней происходит посредством художественных образов. Журналистика отражает жизнь через истинные факты, жизненные ситуации.

2. Журналист и деятель искусства Сходством профессии журналиста и деятеля искусства является их главная функция и цель – создание модели мира. Однако форма создания у них разная: если в искусстве она образная, часто воображаемая, то в журналистике – конкретная, реальная, объективная. Средства достижения цели тоже различны: у художника – художественный образ, у журналиста – документальный факт жизни.

Искусство имеет эстетические, познавательные функции, а журналистика – социально ориентирующие, регулирующие.

Журналист работает в фотографической манере, его задачей является отражение реальной действительности, хотя в определенной мере он так же пишет «картину мира», сам создает образ реальности или умышленно искажает ее. Используемые им образы-модели должны быть максимально приближенными к реальности, в то время как образы-модели художника максимально от нее отходят.

3. Журналист и ученый Главными задачами ученого является выявление, описание, объяснение и предсказание процессов действительности на основе открываемых наукой законов. Результатами его труда считается теоретическое описание, схема процесса, сводка экспериментальных данных, формула, результаты изученного им процесса. Наука стремится к точному, логическому, обобщенному знанию. Журналистика же – понятийно-образное эмпирическое познание.

Наука в основе своей комулятивна, она накапливает и суммирует знания; журналистка обычно сиюминутна, ее цель – выдать актуальный материал, проинформировать общество.

Журналистика ориентируется на критерии разума и религии вместе, наука только на критерии разума.

Журналисту интересны уникальности, эксклюзивности, ученому же устойчивость и повторяемость.

Единственная функция, которая сближает науку и журналистику, – это исследование. Однако если ученый изучает процессы систематично, глубинно, то журналист – фрагментарно: случайные явления, ситуации. Язык аргументов журналиста – это живая деталь, конкретный факт, но не статическая «ученая» закономерность.

4. Журналист и историк Профессия журналиста и историка основывается на документальных фактах. И журналисты, и историки пишут историю в ее динамическом развитии – и этим они похожи. Однако историк последовательно и системно изучает прошлое, а журналист – современность.

Историю можно сравнить с зеркалом, изображающим и излагающим события точно и правдиво. Журналиста можно назвать «летописцем современности», беря во внимания мозаичность и несистематичность его «истории».

5. Журналист и политик Политика – сфера деятельности, основной целью и задачей которой является завоевание, удержание и использование государственной власти. Она контролирует политические, социальные, экономические и другие процессы, в чем и схожа с журналистикой.

Не даром журналистику назвали «четвертой властью» словосочетанием, определяющим и саму прессу, и ее влияние в социуме. Утверждается, что журналисты обладают большой властью в обществе, и осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем.

Следует отметить, что термин «четвертая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа. Воздействие журналистики на аудиторию не прямое (журналист может покарать только словом), в то время как политика имеет реальные возможности по устранению неугодных ей людей.

6. Журналист и юрист Журналист зачастую обязан публично выставлять процесс и итог своего расследования, в то время как стражи закона ни в коем случае не должны разглашать о своей деятельности. Часто расследования журналистов не ведут за собой серьезных, реальных наказаний, а юристы имеют реальное право наказать преступника.

Различны и методы расследования, средства, данные, стили изложения. Прокурор, следователь, адвокат, судья выполняют средства социальной санитарии, а журналист помимо всего этого еще и просветительские функции.

7. Журналист и педагог Задача педагогики – воспитание и обучение. Педагог находится в непосредственном контакте со своими подопечными, дает им системные, хоть и первичные знания.

Журналист не имеет прямого контакта со своей аудиторией, общается с ней опосредованно. Однако хоть журналист и дает мозаичные, пригодные моменту знания, он все же учит жизни и помогает ориентироваться в ней, просвещает свою аудиторию, как правило, состоящую из уже сложившихся людей, формирует мышление и поведение.

Ответственность журналиста за свою педагогическую функцию перед обществом велика так же, как велика роль педагога в формировании мировоззрения своих учеников.

8. Журналист и священник Затрагивая данную тему, необходимо помнить, что предметом изображения речи священника становится вечная божественная истина, предметом речи журналиста – конкретная людская жизнь со всеми ее противоречиями, сложностями, конфликтами.

Цель священника – просвещение человеческой души, спасение ее от греха, привлечение к Богу, цель журналиста – добыча и подача конкретной, документальной информации. Таким образом, журналист тоже воздействует на душу, хоть и не всегда в позитивном ключе.

И журналист, и священник являются проповедниками, хоть и с разными предметами речи. Постулаты журналиста и священника, рассчитанные на некритическое восприятие, на веру совпадают.

Сравнив журналистскую профессию с другими профессиями, родственными ей, мы можем сказать об ее универсальности, широте поля деятельности, ее многогранности. Профессия журналиста включает в себя мировую эрудицию, она тесно взаимодействует с такими гранями общества, как политика, религия, наука. Журналист является не только информатором, но и педагогом, юристом и творцом. Он пишет историю современности, опираясь на факты и события настоящего, лишь в крайних случаях обращаясь к истории прошлого.

Вопрос №7. Мотивы выбора профессии и профессиональные ориентации

Теория профессиональной ориентации

Профессиональное ориентирование как система вспомогательных мер

Профессиональная ориентация — это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Чтобы определить склонность человека к тому или иному роду деятельности, формируются специальные тесты и анкетирования. Профессиональная ориентация как система вспомогательных мер состоит из взаимосвязанных направлений:

1. знакомство со сферами профессиональной деятельности, обеспечение информацией о мире профессий, ознакомление со списком учебных заведений, профилируемых на выбранной специальности;

2. «профессиональное воспитание», направленное на развитие трудолюбия, профессиональной ответственности, выявление личных способностей и склонностей. Этот этап реализуется в проведении специальных семинаров, имеющих познавательный характер;

3. профессиональное консультирование о дальнейшем трудоустройстве;

4. помощь в развитии профессиональной карьеры, включая специальную профессиональную подготовку (платную или финансируемую из государственного бюджета), организацию бирж труда, порталов объявлений о трудоустройстве в СМИ.

Для того чтобы грамотно сформировать организацию профессионального ориентирования необходимо учитывать социально-экономические характеристики профессии, видеть перспективу ее развития, области распространения, уровень дохода, пути получения квалификации. Также немаловажным критерием к данному подходу является изучение особенностей рынка труда. Кроме того, надо оперировать и технологическими характеристиками, которые включают в себя условия труда с перечнем показаний и противопоказаний, требованиями профессии выделяющихся индивидуальных способностей человека, а также санитарные условия. Документ, объединяющий все эти пункты, называется профессиограмма.