logo
metodicheskoe_posobie

Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики

Журналистика – это социальная мобильная информационная система. В основном она соответствует политическому, духовному и экономическому строю общества на данном этапе его развития. Проще говоря, каково общество, такова и журналистика, таковы и определенные особенности журналистской профессии. Известно два основных полюсных типа таких отношений: авторитарный тип общества и журналистики и демократический тип. Возможны промежуточные типы разной степени приближенности к одному или другому полюсу. Для того, чтобы лучше понять социальные признаки журналистики, нужно представить ее взаимоотношения с институтами власти, аудиторией, учредителями, из владельцами, спонсорами и т. д., то есть представить процесс функционирования журналистики в обществе.

В сущности схему функционирования СМИ можно представить следующим образом: «Коммуникатор (тот, кто передает информацию) – СМИ – Канал – Аудитория» с прямыми и обратными связями. Подобные схемы, как правило, фиксировали структуру участников функционирования информации в обществе, но не описывали самого этого процесса, его динамику.

Ключевым понятием социальности журналистской профессии является осознание того, что общество как совокупная аудитория – главный субъект (одновременно и объект) информации. А в современном обществе основным механизмом, который создает информационную деятельность, являются его потребности в информации. Эти потребности в свою очередь зависят от политических, экономических, духовных и биологических потребностей общества.

Например, в науке общественная жизнь подразделяется на четыре системы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Соответственно выделяется и роли прессы: производственно-экономическая, регулирующая, информационно-коммуникативная и духовно - идеологическая.

Вопрос №3. Журнализм в системе цивилизации и культуры