logo
metodicheskoe_posobie

Теории информационного общества

Теории информационного общества делят на две группы. Первая группа представляет собой теории Д. Белла (американского социолога и политолога) и А. Турена (французского философа и социолога). Эти теории примыкают к концепциям постиндустриализма и представляют собой первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая же группа представлена О. Тоффлером (американским социологом, философом и публицистом-футурологом), Р. Дарендорфом, Ф. Феррароти. Согласно их теориям информационное общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Например, теория «третьей волны» Тоффлера. Она заключается в делении развития общества на три волны. Первая волна произошла в результате первой технологической революции и представляла собой сельскохозяйственную цивилизацию. На гребне второй волны пришла индустриальная цивилизация, и, наконец, третья волна принесла с собой технологические и социальные трансформации, вызванные повсеместным распространением компьютеров, техники, информатики, электроники, различных коммуникаций. Новая энергетика основывается на обновляющихся источниках. В развитых отраслях преобладают информация, творчество и интеллектуальная технология. Вместо пролетариата теперь интеллектуальный работник (когнитариат), который обладает мастерством и информацией и может эффективно и профессионально работать с разнообразной и сложной информацией.

Далее необходимо выяснить, как особенности ИО сказываются на целевых установках журналистики.

1. Благодаря тому, что происходит переориентация экономики от товаропроизводства к сервису, информационный сервис (в т.ч. журналистика) перемещается в базовые секторы экономики. Таким образом, цель – управление информационными и коммуникационными секторами рынка.

2. Из-за преобладания интеллектуальных технологий и уменьшения значимости материальной собственности в общей системе ценностей, информационная и научная деятельность получает конкурентное преимущество над материальным производством. Следовательно, цель: участие в разработке и широкое использование интеллектуальных технологий представления знаний и фактов, а также роботизация новостных потоков и виртуализация производственных циклов издания.

3. Формируется потребность в общественных институтах, которые обеспечивают трансляцию знаний из-за повышения значимости оных. Тут целью является смещение акцентов в сторону науки и образования; журналистика исполняет роль поставщика инструментального знания.

4. Реорганизация культурной сферы (сильная ориентация на интеллектуализм), трансформация этики личности (самоопределение через осознание себя как производителя знаний). Таким образом, цель: переход к интерактивным способам коммуникации, благодаря которым журналист выполняет функцию навигатора в информационном пространстве.

5. Образование становится фундаментальным общественным фактором. Цель: журналистика должна включиться в сферу ответственности социальных образовательных институтов.

6. И, наконец, распространение достоверной информации. Это является залогом успеха в обществе. Потому что раз за разом все больше внушает доверие.

Таким образом, становится понятно, что журналистика стремится выйти на первое место на рынке информационных технологий, стать своего рода «законодателем мод» в современном обществе и стать двигателем прогресса.