logo
metodicheskoe_posobie

Саморазвитие личности в стадиях

В. С. Ильин выделил четыре основных гипотетических стадий саморазвития творческой личности.

1. Стадия адаптации. На этой стадии происходит формирование самоосознания, самооценки, самоорганизации и самоуправления. Цели носят глобальный или размытый характер, представления о творческой деятельности приблизительны. Личность затрудняется самопроизвольно выделить причины неудач, ошибки и промахи при исполнении различных заданий. Самооценка на этой стадии либо слишком занижена, либо завышена. Личность проявляет живой интерес к выявлению своих индивидуальных способностей, необходимых для деятельности. Ее волнует «самость». Однако личность на этой стадии имеет смутное представление о своих идеалах, образах, к которым нужно стремиться, а поведение в предложенных ситуациях сконцентрировано на подражании кому-либо. Человек как бы интуитивно чувствует, в какой сфере творческой деятельности он может проявить себя наилучшим образом.

2. Стадия дифференциации характеризуется проявлением индивидуальной неповторимости, которая в свою очередь определяется как степень развития у человека таких качеств, как рефлексивность, креативность, критичность, усилением потребности в личностной самореализации. Личность пытается логично рассуждать, делать выводы, опираясь на свой жизненный опыт, стремится пополнить знания о себе как будущем «творце». Постепенно происходит сопоставление приобретенных знаний с действительным отношением к себе и к окружающим. Появляются первые прогнозы собственных результатов. На этой стадии личность стремится обратить на себя внимание путем самовыражения. Она стремится к выполнению личностных заданий, связанных с поиском интересных, неординарных выводов. Но личность при этом не прилагает длительных усилий, достигает успеха при выполнении не очень трудных, и не требующих особых интеллектуальных затрат, заданий.

3. Стадия индивидуализации. Отличительной чертой данной стадии саморазвития является формирование самоосознания, адекватной самооценки, устойчивых навыков самоорганизации и самоуправления. Но последние два компонента проявляются лишь ситуативно, в зависимости от обстоятельств, которые личность считает наиболее благоприятными. Функция активного взаимодействия является доминирующей на этой стадии. Человек стремится продемонстрировать обществу цели, задачи, гипотезу своей работы. Однако он боится выдвинуть и обосновать ту или иную гипотезу, которая выходит за рамки «изучаемого». Данная стадия может быть охарактеризована как стадия первых значительных творческих достижений личности.

4. Стадия устойчивого саморазвития отражает сформированное самоосознание, адекватную самооценку, высокий уровень самоорганизации и самоуправления. Все выделенные нами функции ярко проявляются на данной стадии. Устойчивое саморазвитие характеризуется тем, что осуществляется необходимая корректировка, самоанализ творческих и жизненных достижений, актуализируется потребность в дальнейшем саморазвитии.