logo
metodicheskoe_posobie

Характер деятельности публициста

Публицистика — это категория произведений, которые посвящены актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика всегда играла и продолжает играть важную политическую и идеологическую роль как средство выражения разнообразия общественного мнения, в том числе возникающего вокруг острых проблем.

Публицистика заимствует из науки обобщения, закономерности тех или иных социальных, политических, психологических явлений и преобразует их в образ, яркий, понятный массовой аудитории. Знание публицист преобразует в призыв, а воздействие на общество осуществляет с помощью научного подхода. Поэтому в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в текущий момент жизни. Публицист служит своеобразным «общественным рупором», через который особенно острые проблемы, их важность доносятся до широких масс

По мнению литературного критика Игоря Дедкова, «публицистика — высший род журналистики. <...> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда»21

Метод публициста предполагает цельное, идейно выстроенное и направленное отображение актуальных явлений, а также проведение анализа этих явлений. Для сбора сведений применяются следующие методы, именуемые эмпирическими: наблюдение, опрос, беседа, интервью, анализ документальных материалов и др., для получения обобщенных выводов и характеристик — методы социально-исторического исследования и художественного творчества. Тем самым создается публицистика, своеобразие стиля которой заключается в сочетании рационального, логического начала с художественным.

В публицисте сочетаются идейный деятель, исследователь и художник. Именно поэтому публицистом себя может назвать далеко не каждый журналист. Создание публицистики, в отличие от многих журналистских процессов – дело, требующее наибольшего раскрытия творческих способностей. Требуется так же и харизма: не просто умение обаять и уверить в собственном мнении, но и способность сделать это посредством текста.

Необходим публицисту и навык умелого психолога-аналитика, чтобы суметь вызвать реакцию аудитории на публицистический текст, суметь понять, как проблему или конфликт частный связать с масштабными, региональными, общегосударственными или даже всемирными процессами.

Вопрос №23. Профессиональные качества ведущего ТВ-передач