logo
metodicheskoe_posobie

5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.

Предметом деятельности журналиста являются сведения об общественно-значимых изменениях реальности. Основной целью работы служит удовлетворение потребностей общества в актуальной информации (просвещение, коммуникация, информирование и т.д.).

Журналист вовлечен в литературно-художественную деятельность, поскольку является создателем публикаций. Помимо этого в перечень обязанностей входят редактирование текстов, работа с письмами и авторами, участие в рекламной деятельности и другое.

В процессе работы у журналиста возникает ряд трудностей, с которыми необходимо справляться: большая социальная ответственность, опасность для жизни, стрессы, высокий ритм труда, ненормированный рабочий день, творческие проблемы при создании текстов, сложности в общении с творческим коллективом редакции.

6) Условия труда.

Деятельность журналиста осуществляется в стенах редакции, либо на открытом воздухе и в командировках по поручению редакции. Рабочий день не нормирован, деятельность осуществляется в разное время суток. Несмотря на творческую составляющую работы, связанной с выездами, журналистика имеет и профессиональные недостатки. Непредсказуемость ситуаций, их стрессовость, нервные и физические перегрузки - все это ведет к нервным, сердечным и желудочным заболеваниям, а также к бессоннице.

7) Психологическая характеристика профессиональной деятельности.

Информация, которой обменивается журналист с аудиторией, воспринимается чаще легко, но иногда сущность восприятия затруднена (в расследованиях и работе с документами). Передача и восприятие осуществляются тремя способами: зрительно (изображения, тексты), на слух (телевизионная речь, радио, беседы с людьми) и тактильно (связано с процессом печатания текстов, работой на компьютере).

Отличительной особенностью обладает и умственная деятельность журналиста, действия которой основаны на чувственном и рациональном познании; в ней сочетаются чувственное и словесно-логическое восприятие. Умственную деятельность отличают оперативность, нестабильность, быстрый темп и разноуровневость. Отличительными чертами умственных процессов являются восприятие и наблюдение, внимание, память; мышление, образное мышление (воспроизведение по памяти, четкое наглядное представление, мысленное сравнение нескольких образов), практическое оперативное мышление (понимание сущности явлений и процессов реальности, сочетание уже известной информации, понимание причинно- следственных связей) и мышление теоретическое (оперирование отвлеченными понятиями, решение теоретических задач поискового характера, профессиональность и оперативность принятия решений); воображение.

Оживленная речь - одна из особенностей журналиста, включающая в себя богатый словарный запас, владение выразительными средствами и стилями речи, оптимальная скорость речи, четкость произношения. Речь журналиста обеспечивает коммуникативное воздействие: обмен информацией в процессе коллективной работы, передача информации через СМИ, убедительность, доказательность, полезность для аудитории, простота.

8) Моторные действия.

Моторика связаны с использованием журналистом технических средств, таких как компьютеры, фото- и видеокамеры, другая аппаратура.

9) Нервно-психологическая напряженность в работе.

Ее составляющими являются недостаток или избыток информации; большое количество контактов; мобильность; высокие эмоционально-интеллектуальные затраты сил и энергии; неравномерный ритм работы; столкновение с экстремальными конфликтными ситуациями; возникновение напряженности вследствие новизны и непредсказуемости обстановок.

10) Качества личности, влияющие на успех в работе.

Личность журналиста многогранна и включает в себя целый ряд особенностей, свидетельствующих о ее творческом и профессиональном успехе.

Творческие особенности: владение стилем, языком, знаковой, образной и аудиовизуальной совокупностью выразительных средств общения, впечатлительность, творческая интуиция, оригинальность, умение перевоплощаться, умение адекватно предоставлять публике информацию.

Профессиональные ориентации и качества: ярко выраженная профессиональная творческая мотивация, наличие представления о сущности журналистской профессии, ощущение социально-гражданской ответственности.

Моральные качества: справедливость, доброжелательность, отзывчивость, способность сочувствовать, честность, неподкупность.

Познавательные качества интеллекта: начитанность, широкий кругозор, правильная самооценка, аналитические способности, перестройка стереотипного поведения.

Помехоустойчивость и выносливость: психологическая устойчивость, самообладание, сохранение работоспособного состояния при неожиданных ситуациях, умение работать в условиях отвлекающих помех, при дополнительной нагрузке.

Уравновешенность: самообладание в общении с людьми, умение сохранить динамичный ритм деятельности в экстремальных условиях. Активность: целенаправленность, любознательность, инициативность. Волевые качества: настойчивость, способность к риску, решительность, харизматичность.

Трудолюбие: любовь к профессии, увлеченность, ответственность, чувство долга. 8

11) Доминирующий интерес - артистический. Это свидетельствует о том, что человек такого типа обладает высокой эмоциональной чувствительностью, воображением, образным мышлением, пластичностью, проницательностью. В отношениях с людьми он основывается на собственных ощущениях и интуиции. У такой личности развито восприятие, словесные способности, ручные умения.

12) Дополнительный интерес - социальный: человек этого типа отличается общительностью, активностью, чувствительностью, эмоциональностью. Он активно устанавливает и поддерживает контакты с людьми, поскольку взаимодействие является главной составляющей труда.9

Понятие специальностей в журналистике

В журналистике выделяются следующие специальности:

Политический журналист, Международный журналист, Спортивный журналист, Музыкальный журналист, Научный журналист, Журналист-расследователь, Тележурналист, Радиожурналист, Блоггер, Издатель, Рекламщик, PR-менеджер.

Но для работы в любой из этих специализаций, требуются определенные навыки, умения и личностные качества, которые мы подробно рассмотрим в следующей главе.

Содержание и условия работы

Специфика и условия работы журналиста зависят, прежде всего, от его специализации. Таким образом, в зависимости от техники, которая будет использоваться для сбора и распространения информации, можно выделить особенности работы: в печатных СМИ, на радио, на телевидении, в информационных агентствах, в интернете, в издательстве.

Особенности работы в печатных СМИ

Спецификой печатных изданий является то, что здесь журналист работает с бумагой, словом и изображением, поэтому он должен быть чрезвычайно внимателен, он должен уметь работать с текстом.

Особенности работы на радио

С тех пор, как было изобретено радио, аудитория стала иметь возможность приобщиться не только к миру музыки, но и к миру политики, экономики и других вестей со всей планеты. Журналист, работающий в сфере радио должен всегда помнить о своем профессиональном «золотом правиле» - быть немного актером. Здесь важен не столько материал, сколько его подача и умение ведущего привлечь и удержать внимание слушателя.

Особенности работы на телевидении

Доподлинно понятно, что телевизионный мир еще более богат и широк в сравнении с прессой и радио. Здесь – видео, аудио, текст. Конечно, один человек не справится с таким огромным количеством инструментов, а если и осилит, то материал вряд ли выйдет толковым. Поэтому в сфере телевидения работают различных специальностей (например: режиссер, оператор, телеведущий, сценарист, монтажер и т.д.).

Особенности работы в информационном агентстве

Как и в любой сфере журналистики, у работы в информационном агентстве есть ряд особенностей, которые предполагают: оперативное выполнение журналистом срочного задания; «чутье на новость», т.е. способность новости «планировать», предугадывать; наличие своих, проверенных и в свою очередь столь же оперативных источников информации в различных областях; уметь нести ответственность за каждое сказанное/написанное слово; особое построение материала (от великого к малому); учитывается надежность информации; актуальность информации (но этот критерий актуальности намного более серьезен и точен, нежели понятие актуальности информации, скажем, для печатного издания, радио или ТВ); ориентация на аудиторию (в самом широком понимании этих слов)