logo
metodicheskoe_posobie

Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - говорит Библия. Слово, с точки зрения материалистов, в данном контексте равносильно «информации», т.е. мир зиждется на информации, которую субъекты деятельности получают друг о друге. При отсутствии информации как таковой, наш мир был бы принципиально иным, поскольку не существовало бы субъектно-объектных взаимосвязей. Но они существуют, и на их основании общество и цивилизация развиваются.

Итак, первой «информационной революцией» стало отделение символа от предмета, который этот символ обозначает. Далее общество развивалось с прогрессирующей скоростью, наращивая обороты в течение 6 тысячелетий (первые символы появились 4 тысячелетия назад), и новой «информационной революцией» стало появление средств массовой коммуникации.

Коммуникация означает взаимодействие групп общества или социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – это любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент или в будущем. В цикл социального взаимодействия включена передача информации, ее получение, реакция на нее, переработка и возврат в принципиально новом виде. Таким образом, возвращаясь к теме нашего исследования, мы можем сказать, что журналистика и социум – два субъекта социального взаимодействия, а государство может выступать объективной или субъективной стороной, в зависимости от принципа его организации. Также три этих объекта включены в информационный процесс, непрерывно протекающий в современном мире. Под информационным процессом мы подразумеваем создание, обработку, накопление, хранение, использование информации. Сторонами, задействованными в этом процессе, являются власти, партии и общественные движения, структуры гражданского общества, аудитория и общественное мнение, владельцы, учредители, издатели, спонсоры СМИ. Также информационный процесс не может обходиться без журналистов, непосредственно «создающих» информацию.

Таким образом, в современном глобализированном обществе журналистика как часть информационного процесса всепроникающа, универсальна, многофункциональна и оперативна.

Такое положение вещей соответствует теории постиндустриального общества, созданной Уильямом Ростоу. Она подразумевает, что в центре общественной жизни находится интеллектуальная собственность, теоретические знания, а информация – главный экономический ресурс.

Условиями становления такого информационного общества Ростоу считал зрелость цивилизации, т.е. экономическое и технологическое развитие, и интеграцию социума в единое целое, в информационное поле, что выражается в появлении глобальных информационных сетей.

Однако теоретически на разных этапа развития и при разных принципах управления обществом существуют разные модели СМИ. Для того чтобы разобраться в них, нам потребуется четкое представление о системе власти в государстве.

Итак, совокупность приемов и методов осуществления государственной власти называется политическим режимом. Рассмотрим принципы основных режимов власти и место СМИ в них.

При тоталитарной системе управления, которая подразумевает жесткое господство идеологии одной партии, репрессии, полное подчинение личности, политическое лидерство принадлежит узкому кругу лиц, либо диктатору-единоличнику. СМИ поддерживают диктатуру партии, полностью контролируются правительством страны. Когда СМИ становятся орудием государства, роль журналистики в системе сведена к минимуму, она превращается в инструмент технологического цикла.

При авторитаризме, когда господствует исполнительная власть, СМИ проводят политику действующей власти и обслуживают государство. Власть сосредоточена в руках лидера или группы лиц, основными методами являются команды и приказы, а личность находится в жестком подчинении.

Право пользоваться информацией и использовать СМИ доступно ограниченному кругу лиц. Вся информация, как и те, кто с ней работают, полностью подконтрольны, существует запрет на критику государства и действующих чиновников.

При демократической идеологии существует выборная власть, широкие права и свободы граждан, политический плюрализм, гласность и возможность граждан влиять на политическую жизнь страны с помощью прямой и представительной демократии. Журналистика – важнейший инструмент именно непосредственной демократии. Речь о народной журналистике, которая действует от имени народа и в его интересах с его же активным участием, в целях реализации народного суверенитета.

Здесь уместно говорить о журналистике как о «четвертой власти», которая наряду с тремя другими имеет особую форму легитимности.

Эта модель журналистики информирует, развлекает аудиторию, помогает находить истину и контролировать правительство. Она вседоступна, и контролируется профессиональными отношениями и системой судов. СМИ этого рода подвержены запрету клеветы, непристойности и неуместной пропаганды. Также для демократического общества характерна социально ответственная журналистика: она обсуждает конфликты, делая упор на то, чтобы дать людям высказаться. Этот вид журналистики запрещает серьезно вмешиваться в сферу личных прав человека и важных общественных интересов, СМИ несут ответственность перед обществом.

Таким образом, можно сделать вывод, что у журналистики два способа существования в обществе. Первый – это подчинение власти, поддержание ее престижа, полное отсутствие независимости. В таком случае нельзя говорить о полноценном развитии журналистики, имеет место понятие копирайт.

Второй же – присутствие СМИ как четвертой власти, которое основано на принципах демократии. Партиципарность обеспечивает широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества, делиберативность – широкую информированность граждан, а диалоговость – выработку мнений и решений в условиях дискуссии. В таком обществе журналистика реализует свои функции, утверждая и гуманистические ценности.