logo
metodicheskoe_posobie

Творчество и творческое мышление

Чтобы перейти к изучению путей творческого саморазвития личности и понимать, о чем идет речь, для начала необходимо уяснить такие понятия как «творчество», «саморазвитие» и «самовоспитание».

Наиболее развернутое понятие творчества дает А.К. Спиркин. Он видит творчество как мыслительную и практическую деятельность, результатом которой является «созидание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира иди духовной культуры». На наш взгляд, важно, что автор, наряду с признаками новизны, оригинальности, также выделяет субъективную и объективную значимость творчества. Творчество не должно быть направлено само на себя, оно должно нести в себе какую-либо социальную значимость, обогащать общество. Отталкиваясь от этого, можно смело сказать, что индивидуальное развитие человека и развитие общества в целом является характерным критерием творчества. Здесь чрезвычайно важно обратить внимание на важность нравственного начала, которое побуждает человека творить.

В связи с тем, что творческое воображение – необходимое средство формирования способности человека изменять, преобразовывать мир, можно сделать вывод, что это также путь преобразовывать и познавать самого себя. Благодаря творческому мышлению, личность совершает индивидуально-личностные действия, так отличавшие его от животного мира. Творческое мышление воспитывается на протяжении всей жизни человека, благодаря усвоению накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. То есть творческое воображение является главной составляющей саморазвития и самовоспитания.