logo search
metodicheskoe_posobie

Понятие журналистики

Журналистика – это общественная и производственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, телевидение, радио); это система предприятий и средств сбора и доставки информации: информационные агентства, теле - радиокомпании, редакции. Это же понятие подразумевает продукцию журналистской деятельности – произведения, из которых составляются программы телевидения и радио, номера газет. А также это отдельная отрасль научного знания и образования. Все определения очень точно отражают сущность исследуемой сферы. В целом, всю журналистику можно представить в виде цепи: «Коммуникатор (тот, кто передает информацию) ► СМИКаналАудитория» с прямыми и обратными связями.

В процессе не менее важную роль играют личностные особенности журналиста. Именно ему приходится разрешать огромное количество творческих вопросов (например, если журналисту удастся разобраться с проблемой несовпадения интересов аудитории и стратегии СМИ, то это признак настоящего профессионализма).

Перейдем к государственно-организационному вопросу журналистики в нашем обществе.

Наблюдая за деятельностью СМИ, как современных, так и прошлых лет, мы приходим к выводу о том, что каково общество, такова и журналистика и ее характерные черты.

В последние годы зависимость журналистики стала не столько политической, сколько коммерческой (экономической). Сегодня практически все СМИ имеют своих финансовых хозяев и находятся под большим или меньшим подчинением. Но благодаря этому стали учитываться интересы публики. Ее запросы стали маяком для коммерческой прессы. Это положительно сказалось на формировании общественного сознания. Хотя есть и отрицательный момент. Аудитория получает удовлетворение в основном в физиологических интересах (интимная жизнь людей, криминал), забывая обращаться к обучающим и духовным. Иными словами, журналистика оказывает значительное влияние на становление нашего общества. Обеспечивая публику только развлекательной информацией, СМИ способствуют разложению культуры в обществе, его нравственной распущенности. Также это приводит к развитию «желтой» прессы, которая специализируется на распространении слухов, сплетен, скандалов. Преобладают разврат, убийства, насилие, полный произвол в рекламе.

Естественно, что о полной свободе СМИ говорить нельзя, так как они всегда находятся на стыке влияний. Они всегда между требованиями общества, власти, спонсоров и прочих структур.