logo search
metodicheskoe_posobie

Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста

В современной психологии различают четыре типа темперамента: сангвиник (уравновешенный экстравертный), холерик (неуравновешенный экстравертный) и два интровертных: флегматик (уравновешенный) и меланхолик (неуравновешенный). Предпочтительней всего, на наш взгляд, в профессии журналиста специалисты с темпераментом сангвиник, т.к. журналистика преимущественно связана со стрессовыми ситуациями, напряженными обстановками и довольно частыми переездами.

Наиболее значимой психологической особенностью сознания журналиста является его рефлективность, т.е. специалист в этой области рассматривает почти все события, происходящие в обыденной жизни, как возможность предоставления свежего материала для издательства, телевизионной программы и др. Журналист всегда в поиске сюжета материала, всегда думает о работе. Профессиональное сознание журналиста во многом схоже с его психологической культурой. Ее высокий уровень позволяет журналисту наиболее продуктивно осуществлять свою деятельность: не «тонуть» в потоке информации и умело структурировать полученный материал, уметь мыслить логически, моментально абстрагироваться от нестандартных условий, которые, в связи с частыми командировками, являются вполне обыденным явлением для специалистов данной профессии. Это и есть одним из главных отличий от неопытных «журналюг», которые стремятся лишь бездумно добыть информацию для редакции, не подвергая ее тщательной проверке не осознавая свою долю ответственности за сомнительную достоверность материала перед обществом.

Специфика журналистики заключается в том, что журналист любой специализации, в связи с профессиональной необходимостью в непосредственном общении с довольно большим количеством людей, для достижения максимального успеха в профессии должен чувствовать в профессиональном отношении комфортность и быть максимально открытым с собеседниками. Одно из главных качеств журналиста заключается не только в наличии неподдельного интереса к другим людям, но еще и умении быть ненавязчивым в своих просьбах (преимущественно в интервью, социальных опросах). Каждому специалисту этой области необходимо обладать такими качествами характера, как любознательность, психологическая открытость, эмпатия (умение чувствовать настроение других людей, проявлять искреннее сочувствие) и др. Только в таком случае люди сами проявят ответный интерес к журналисту, у них не останется плохого впечатления после общения с ним.