Что такое журналистика
Сегодня представить мир без журналистики и журналистов трудно. Миллионы людей каждый день прочитывают миллиарды статей в газетах и журналах, открывают триллионы веб-страниц и слушают десятки тысяч радиостанций на всей территории нашей планеты. Одни новости нас веселят, другие вводят в тоску, а третьи заставляют задуматься. Все производство, обработка, редактирование и передача информации лежит на плечах миллионов людей объединенных общим названием – Журналисты. Кажется, что эта профессия была всегда. Космическое пространство, природа, да и сам человек пропускают через себя большое количество информации.
Существует множество определений журналистики. Мы рассмотрим основные. Вот какое определение журналистики дает "Большая советская энциклопедия": «Журналистика − общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества»12 Такое определение журналистики поддерживает один из ведущих исследователей Е.П. Прохоров. Он утверждает, что: «Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации... Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупность многочисленных каналов печати, радио и телевидения»13. А вот что говорится о журналистике в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И. Даля: «Журнал (франц.) —дневник, поденная записка. Журнал заседаний, деяник; путевой, дорожный, путевник. Повременное издание, недельное, месячное, выходящее по установленным срокам; срочник. Журнальный, к нему относящийся Журналист − чиновник присутственного места, ведущий журналы. Издатель − редактор повременного издания. Журналистка - журнальная, срочная словесность».14 Также журналистику можно рассматривать как систему предприятий, средств сбора информации, и как продукцию этой деятельности.
Кто такие журналисты
Каждый день, включая телевизор или радио, листая газету или журнал, мы видим результаты работы журналистов. Журналист всегда в гуще событий, всегда на виду. Как и любой другой специалист, каждый журналист имеет свой профиль. Журналистика – это общее понятие, под которым скрывается большое количество различных специализаций. Самыми известными из них являются – репортер, аналитик, публицист и теле-радиоведущий. Далее мы рассмотрим социально-демографическую структуру профессии журналиста.
1.Пол. Многие люди считают, что профессия журналиста исключительно мужская, так как она очень сложная, требует чрезмерных физических усилий, выносливости и мобильности. Но в последнее время во всех странах мира все больше женщин выбирают профессию журналиста.
2.Возраст. Чтобы понимать процессы, происходящие в современном информационном мире, журналисту необходимо достичь определенного уровня самосознания. Он должен трезво и здраво оценивать события и происходящую ситуацию.
3.Уровень образованности. Уровень образования является одним из главных факторов успеха будущего журналиста. Он должен не только получить качественное гуманитарное вузовское образование, но и обладать эрудицией и врожденными способностями к анализу, логике и ясному выражению своих мыслей.
4.Опыт. Известно, знания приходят с опытом. Это касается и журналисткой профессии. Несомненно, это связано, как и с его возрастом, так и с событиями, которые произошли в его жизни. Наличие опыта напрямую способствует быстрому движению по карьерной лестнице.
Профессиональные и личностные качества журналиста
Общие качества журналиста можно разделить на несколько структурных элементов:
1.Профессиональные: талант, любовь к профессии, оперативность, смелость, эрудиция, любознательность, адаптивность, объективность, работоспособность, трудолюбие, стрессоустойчивость.
2.Гражданские: социальная справедливость, патриотизм, чувство ответственности перед аудиторией.
3.Моральные: человеколюбие, гуманизм, порядочность, неподкупность, этичность, толерантность.
4.Психологические: сосредоточенность, быстрое мышление, литературные и творческие способности, устойчивый характер.
5.Социально-демографические: пол, возраст, уровень образования и опыт работы.
Все вышеперечисленные качества журналиста, можно разделить в соответствие со специализацией профессии (например, для аналитика характерно логическое мышление и умение анализировать события, а для телеведущего характерно обладание актерскими способностями и умением быстро и без лишних слов выражать свое мнение). Как мы пояснили выше, психологические качества личности журналиста непосредственно влияют на его профессиональную деятельность. Их можно разделить на несколько определяющих качеств:
1.Типы личности. Быть журналистом значит быть коммуникабельным, постоянно менять круги общения и уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Для таких людей характерен экстравертный тип личность, то есть самостоятельная и адаптивная личность готовая к любым даже самым опасным ситуациям в жизни. Однако, не все журналисты сломя голову носятся в поисках новых источников информации и вдохновения. Некоторые из них люди замкнутые, обладающие большим талантом, но не желающие «раскрывать» свою личность. Такой тип личности называется интровертным. Существует особый тип личности – амбивертный. Он объединяет в себе черты экстравертного и интровертного типа.
2.Темперамент. Психологи выделяют четыре вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В мире не существует определения темперамента соответствующего журналисткой профессии.
3.Характер. Человеческое поведение формируют множество черт и качеств. Так как профессия требует больших физических и умственных ресурсов человека, он должен быть работоспособным и доводить дело несмотря ни на что. Еще одной важной чертой характера является любознательность, журналист должен быть в курсе большинства событий, происходящих в мире.
Существует огромное количество специализаций в журналистике, однако есть качества, которые характерны для всех. Вне зависимости от того в какой специализации или профиле работает журналист, он обязан найти в себе силы чтить законы морали и гражданского права, так как в наше время искушений продаться за деньги очень легко.
Для определения профессиональных качеств журналиста мы обратимся к труду великого российского публициста и ученого М.В.Ломоносова. Он создал семь, можно сказать святых, правил для журналиста.
1)Взвесь свои силы перед публикацией;
2)Высказывай только собственные суждения, отбрось стереотипы и предвзятость;
3)Подумай, о чем ты пишешь, оправдай свои слова;
4)Не спеши, что-либо опровергать, возможно, ты не прав;
5)Соблюдай право авторства, не воруй чужие публикации;
6)Подробно изучи источники информации, проанализируй их;
7)Никогда не льсти себе, помни, что кроме тебя существуют многие другие публицисты, потому что каждое мнение ценно.
Эти правила лучше всех иллюстрируют, насколько многогранна и интересна профессия журналиста.
Вопрос №18. Социально-гражданские качества журналиста
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования