logo search
metodicheskoe_posobie

15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.

Увеличение срока обучения потребовалось, когда на Всероссийском съезде работников печати в 1922г. было принято решение, что институты должны давать и практическую базу, и более широкую общеобразовательную. Таким образом, в 1923г. Государственный институт журналистики (ГИЖ) продлил срок обучения до 3х лет.

Университеты готовили литературных редакторов и критиков.

Репортеров, литработников, корректоров выпускали газетные техникумы.

Первые школы газетного ученичества, именуемые «газетучами» открылись в Москве в 1926г.

Создание кафедры газетного дела произошло в 1926 г. в Ленинградском университете.

Несмотря на многие преобразования, общий уровень образования журналистов оставался далек от идеала.

В конце 20х годов в стране воцарилось массовое влияние партии. Конечно, пресса оказалась наилучшим орудием воздействия на общество. Через нее политическая среда несла свою идеологию, дабы укрепить свою власть. За то время количество газет возросло в 3-4 раза, следовательно, в редакциях поднялся спрос на хороших газетчиков.

Постановлением «О кадрах газетных работников» в 1930г. диктовалась новая определенная система подготовки работников печати. Например, работников центральных, областных газет готовит Институт литературы и языка Комакадемии, за подготовку кадров районных и городских газет отвечает КИЖ (бывший ГИЖ в 1930г. переименован в Коммунистический институт журналистики), редакторов совхозных, колхозных, фабричных печатников выпускает местные комвузы и вечерние институты журналистики.

Меняется и направленность обучения. В связи с влиянием партии, в преподавании появилась идеологическая подготовка. По сути, учебные заведения выпускали из своих стен журналистов, натасканных на написание пропаганды и агитации.

В 1931 г. институт в Москве переименовывается в ВКИЖ. Он включал в себя трехгодичное отделение, трехмесячные и одногодичные курсы, а также заочное образование со сроком в полтора года. По примеру ВКИЖА такую систему ввели во всех КИЖАХ.

Страна еще находилась под идеологически гнетом, поэтому хороших профессиональных знаний учебные заведения не давали, заменяя их политизированными курсами.

Демократизация к журналистскому образованию пришла в послерепрессионные годы, когда была одержана победа над фашизмом.

Центр обучения начал перебираться из партшкол в университеты. В это время Европа и Америка давно перешла на университетский режим образования.

Университетская система обучения в России начала складываться во время Великой Отечественной войны: Свердловский институт журналистики в 1941г. стал факультетом Уральского государственного университета, факультет журналистики в Белорусском университете – 1944г, отделение журналистики в Ленинградском – 1946г, в Московском университете - 1947. Также в 40-е стали появляться отделения и кафедры журналистики в Вильнюсском, Киевском, Харьковском, Ташкентском, Львовском, Азербайджанском и Казахском университетах. Факультеты журналистики стали появляться в стране, как грибы после дождя во время «хрущевской оттепели», в 60-е годы. Они появились в Ростовском, Иркутском, Казанском, Дальневосточном, Кишиневском, Воронежском и других университетах.

Началась подготовка радио- и тележурналистов, стали выпускаться учебные пособия для них.

В 1976 году был введен творческий конкурс при поступлении на журфак. Это позволяло отбирать наиболее талантливых абитуриентов. 30-50% первокурсников – молодежь из рабочих семей, производственных коллективов. Студентов на журфаке насчитывалось более 15 000. Факультеты и отделения журналистики давали знания по теории и практике журналистики, преподавали журналистское мастерство, историю журналистики, стилистики и литературного редактирования, телевидения и радиовещания, производства и оформления газеты, редактирования и книгоиздательского дела.

В 90е годы пресса стала значительно свободней в связи с отменой цензуры. Тогда началось развитие : увеличение числа изданий, расширение тематик, оживление репортерской, расследовательской журналистики. Соответственно, в редакциях стали ощущать нехватку кадров. Откликом на эти требования стало появляться еще большее количество факультетов журналистики в различных вузах, в том числе и коммерческих.

Журналистское образование прошло определенный путь развития. Хотя он был сравнительно недолгим, но методы, система, структура и направленность обучения претерпели значительную эволюцию. Оно поднялось на новую ступень своего развития: от элементарных чтений лекций познавательного характера, которые желающие прослушивали в самих редакциях, до уровня университетской и институтской общеобразовательной базы.

Профессиональная подготовка журналистов напрямую зависела и зависит от востребованности их в обществе на данном этапе. То есть, развитие журналистского образования было продиктовано событиями, происходящими в то время, общественным строем, царившим в государстве.