Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
Для начала обратимся к некоторым данным, отражающим уровень развития советской журналистики и ее направленность.
В 60-е годы XX века шел активный процесс формирования марксистско-ленинского мировоззрения у граждан СССР, чему способствовала деятельность СМИ. Помимо этого, информационная мощь была направлена на пропаганду решений партийных съездов и пленумов, каждое из которых считалось «судьбоносным». С приходом к власти Брежнева в содержании СМИ стала заметна парадность, некритическое отражение действительности, умалчивание о деформациях и противоречиях в жизни общества. Фактически, любая информация, передаваемая посредством журналистов, носила идеологический характер; была направлена на укрепление позиции партийного аппарата, некоторым образом влияла на закоренелость сознания советских людей и их представления о ситуации, сложившейся в мире.
Изменения пришли в страну вместе с М.С. Горбачевым, провозгласившим перестройку общества, в основе которой лежала гласность. Привнесение изменения сыграло свою роль против «перестройщика»: свободные СМИ проинформировали народ об их «непредсказуемом прошлом», и люди в свою очередь не предприняли ничего для того, чтобы спасти власть, когда ее позиции пошатнулись.
В 1990-1991 годах СМИ начали внедрять коммерциализацию печати, широкую публикацию рекламы и финансовую независимость от государственных дотаций. Посодействовало этому и принятие закона «О печати и других средствах массовой информации» 12 июня 1990 года, после чего вместо вопросов независимости или структурирования общества на первый план вышла борьба за перераспределение власти над СМИ.
Битвы за контроль над средствами массовой информации приняли наиболее острую форму к 1992-93 годам. Они являлись отражением смертельной вражды между президентом и парламентом.
Как оказалось, вкладывание денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом. Именно по этой причине с середины 90-х годов началась активная скупка журналов, газет, теле- и радиоканалов, созданных усилиями новых СМИ.
В начале 2000 года в российскую журналистику стали активно внедрятся иностранные масс-медиа: процесс «вестернизации», осуществляемый непосредственно СМИ, влияет тем или иным образом на сознание, образ жизни, вкусовые предпочтения людей и так далее.
В настоящее время можно выделить несколько ключевых моментов, являющихся основными в рассмотрении российского современного информационного общества:
-
возрастающая зависимость СМИ от экономических и политических структур общества;
-
стремление редакций перейти в подчинение влиятельных и богатых хозяев;
-
характер подчиненности СМИ определяется историческим уровнем существования отечественной журналистики;
-
переход от «вертикали», характерной для советской системы к «горизонтальному» устройству средств массовой информации.
Следует также отметить, что на информационном поле России «выращиваются» разные культуры, включающие в себя продукцию собственно отечественного производства и иностранную, носящую в основном развлекательный и познавательный характер.
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования