logo search
metodicheskoe_posobie

Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков

Для начала обратимся к некоторым данным, отражающим уровень развития советской журналистики и ее направленность.

В 60-е годы XX века шел активный процесс формирования марксистско-ленинского мировоззрения у граждан СССР, чему способствовала деятельность СМИ. Помимо этого, информационная мощь была направлена на пропаганду решений партийных съездов и пленумов, каждое из которых считалось «судьбоносным». С приходом к власти Брежнева в содержании СМИ стала заметна парадность, некритическое отражение действительности, умалчивание о деформациях и противоречиях в жизни общества. Фактически, любая информация, передаваемая посредством журналистов, носила идеологический характер; была направлена на укрепление позиции партийного аппарата, некоторым образом влияла на закоренелость сознания советских людей и их представления о ситуации, сложившейся в мире.

Изменения пришли в страну вместе с М.С. Горбачевым, провозгласившим перестройку общества, в основе которой лежала гласность. Привнесение изменения сыграло свою роль против «перестройщика»: свободные СМИ проинформировали народ об их «непредсказуемом прошлом», и люди в свою очередь не предприняли ничего для того, чтобы спасти власть, когда ее позиции пошатнулись.

В 1990-1991 годах СМИ начали внедрять коммерциализацию печати, широкую публикацию рекламы и финансовую независимость от государственных дотаций. Посодействовало этому и принятие закона «О печати и других средствах массовой информации» 12 июня 1990 года, после чего вместо вопросов независимости или структурирования общества на первый план вышла борьба за перераспределение власти над СМИ.

Битвы за контроль над средствами массовой информации приняли наиболее острую форму к 1992-93 годам. Они являлись отражением смертельной вражды между президентом и парламентом.

Как оказалось, вкладывание денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом. Именно по этой причине с середины 90-х годов началась активная скупка журналов, газет, теле- и радиоканалов, созданных усилиями новых СМИ.

В начале 2000 года в российскую журналистику стали активно внедрятся иностранные масс-медиа: процесс «вестернизации», осуществляемый непосредственно СМИ, влияет тем или иным образом на сознание, образ жизни, вкусовые предпочтения людей и так далее.

В настоящее время можно выделить несколько ключевых моментов, являющихся основными в рассмотрении российского современного информационного общества:

Следует также отметить, что на информационном поле России «выращиваются» разные культуры, включающие в себя продукцию собственно отечественного производства и иностранную, носящую в основном развлекательный и познавательный характер.