logo search
metodicheskoe_posobie

Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков

В XIX веке в Америке складывалась концепция «нового журнализма», обязанная многим редакторским инновациям Джозефа Пулитцера. Принципиальная особенность «нового журнализма»  это смещение центра внимания с «факта» на «сюжет»: теперь репортер нуждался в том, чтобы не просто найти свежий факт, но и новый интересный сюжет. Весьма значимым аспектом «нового журнализма» стало сочетание информационности и развлекательности.

За этим последовало возникновение «желтой прессы» или «желтого журнализма». Результат на лицо – читатели стали жаждать развлечений больше, чем новостей. Здесь шло оформление развлекательной функции СМИ.

Постепенно приобретала масштабы борьба между «качественной» журналистикой и «желтой» прессой. Это обстоятельство подтолкнуло издательства к созданию в 1923 году «Американского общества редакторов газет», а в дальнейшем к разработке кодекса журналисткой этики, который определял нормы поведения журналистов.

Переломным моментом в становлении американской журналистики можно считать широкое распространение радио, начавшего регулярное радиовещание в 1920 году. Из-за всевозрастающей популярности радио, живого интереса аудитории к этому нововведению, в 1930-е года началась «неформальная война» между американским радио и прессой за сферы распространения информации.

Новые коммуникационные технологии оказались более результативными по силе воздействия на массы, чем печатная продукция. В 1938 году Америку охватила паника: причиной послужила инсценировка по роману Г.Уэллса «Война миров», которая транслировалась по радио и убедила слушателей в том, что марсиане высадились на Земле. Это убедило представителей власти в неограниченные пропагандистских возможностях радио.

Параллельно с радио развитие получало телевидение. В апреле 1939 года состоялась первая телевизионная передача, которую можно назвать открытием эры телевещания в США. Постепенно вырабатывался собственные язык и манеры вещания на телевидении, появлялись жанры: телешоу, телевикторины, музыкальные клипы и т.д.

В этот же период пришло осознание того, что для успешной работы периодических изданий необходимы специализированные журналисты. Заканчивалось время журналистов-универсалов, выделялись специальности: специалисты по дизайну, рекламе и менеджменту, фотографы. Развитие СМИ в Америке сопровождалось появлением феноменов, таких как спутниковое вещание и кабельное телевидение, выпуском видеокассет и персональных компьютеров.

Вышеназванное явление постепенно развивало экспансию американских электронных СМИ, американский стандарт масс-культуры стал новым диктатором идей на мировой информационной арене.