5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
Предметом деятельности журналиста являются сведения об общественно-значимых изменениях реальности. Основной целью работы служит удовлетворение потребностей общества в актуальной информации (просвещение, коммуникация, информирование и т.д.).
Журналист вовлечен в литературно-художественную деятельность, поскольку является создателем публикаций. Помимо этого в перечень обязанностей входят редактирование текстов, работа с письмами и авторами, участие в рекламной деятельности и другое.
В процессе работы у журналиста возникает ряд трудностей, с которыми необходимо справляться: большая социальная ответственность, опасность для жизни, стрессы, высокий ритм труда, ненормированный рабочий день, творческие проблемы при создании текстов, сложности в общении с творческим коллективом редакции.
6) Условия труда.
Деятельность журналиста осуществляется в стенах редакции, либо на открытом воздухе и в командировках по поручению редакции. Рабочий день не нормирован, деятельность осуществляется в разное время суток. Несмотря на творческую составляющую работы, связанной с выездами, журналистика имеет и профессиональные недостатки. Непредсказуемость ситуаций, их стрессовость, нервные и физические перегрузки - все это ведет к нервным, сердечным и желудочным заболеваниям, а также к бессоннице.
7) Психологическая характеристика профессиональной деятельности.
Информация, которой обменивается журналист с аудиторией, воспринимается чаще легко, но иногда сущность восприятия затруднена (в расследованиях и работе с документами). Передача и восприятие осуществляются тремя способами: зрительно (изображения, тексты), на слух (телевизионная речь, радио, беседы с людьми) и тактильно (связано с процессом печатания текстов, работой на компьютере).
Отличительной особенностью обладает и умственная деятельность журналиста, действия которой основаны на чувственном и рациональном познании; в ней сочетаются чувственное и словесно-логическое восприятие. Умственную деятельность отличают оперативность, нестабильность, быстрый темп и разноуровневость. Отличительными чертами умственных процессов являются восприятие и наблюдение, внимание, память; мышление, образное мышление (воспроизведение по памяти, четкое наглядное представление, мысленное сравнение нескольких образов), практическое оперативное мышление (понимание сущности явлений и процессов реальности, сочетание уже известной информации, понимание причинно- следственных связей) и мышление теоретическое (оперирование отвлеченными понятиями, решение теоретических задач поискового характера, профессиональность и оперативность принятия решений); воображение.
Оживленная речь - одна из особенностей журналиста, включающая в себя богатый словарный запас, владение выразительными средствами и стилями речи, оптимальная скорость речи, четкость произношения. Речь журналиста обеспечивает коммуникативное воздействие: обмен информацией в процессе коллективной работы, передача информации через СМИ, убедительность, доказательность, полезность для аудитории, простота.
8) Моторные действия.
Моторика связаны с использованием журналистом технических средств, таких как компьютеры, фото- и видеокамеры, другая аппаратура.
9) Нервно-психологическая напряженность в работе.
Ее составляющими являются недостаток или избыток информации; большое количество контактов; мобильность; высокие эмоционально-интеллектуальные затраты сил и энергии; неравномерный ритм работы; столкновение с экстремальными конфликтными ситуациями; возникновение напряженности вследствие новизны и непредсказуемости обстановок.
10) Качества личности, влияющие на успех в работе.
Личность журналиста многогранна и включает в себя целый ряд особенностей, свидетельствующих о ее творческом и профессиональном успехе.
Творческие особенности: владение стилем, языком, знаковой, образной и аудиовизуальной совокупностью выразительных средств общения, впечатлительность, творческая интуиция, оригинальность, умение перевоплощаться, умение адекватно предоставлять публике информацию.
Профессиональные ориентации и качества: ярко выраженная профессиональная творческая мотивация, наличие представления о сущности журналистской профессии, ощущение социально-гражданской ответственности.
Моральные качества: справедливость, доброжелательность, отзывчивость, способность сочувствовать, честность, неподкупность.
Познавательные качества интеллекта: начитанность, широкий кругозор, правильная самооценка, аналитические способности, перестройка стереотипного поведения.
Помехоустойчивость и выносливость: психологическая устойчивость, самообладание, сохранение работоспособного состояния при неожиданных ситуациях, умение работать в условиях отвлекающих помех, при дополнительной нагрузке.
Уравновешенность: самообладание в общении с людьми, умение сохранить динамичный ритм деятельности в экстремальных условиях. Активность: целенаправленность, любознательность, инициативность. Волевые качества: настойчивость, способность к риску, решительность, харизматичность.
Трудолюбие: любовь к профессии, увлеченность, ответственность, чувство долга. 8
11) Доминирующий интерес - артистический. Это свидетельствует о том, что человек такого типа обладает высокой эмоциональной чувствительностью, воображением, образным мышлением, пластичностью, проницательностью. В отношениях с людьми он основывается на собственных ощущениях и интуиции. У такой личности развито восприятие, словесные способности, ручные умения.
12) Дополнительный интерес - социальный: человек этого типа отличается общительностью, активностью, чувствительностью, эмоциональностью. Он активно устанавливает и поддерживает контакты с людьми, поскольку взаимодействие является главной составляющей труда.9
Понятие специальностей в журналистике
В журналистике выделяются следующие специальности:
Политический журналист, Международный журналист, Спортивный журналист, Музыкальный журналист, Научный журналист, Журналист-расследователь, Тележурналист, Радиожурналист, Блоггер, Издатель, Рекламщик, PR-менеджер.
Но для работы в любой из этих специализаций, требуются определенные навыки, умения и личностные качества, которые мы подробно рассмотрим в следующей главе.
Содержание и условия работы
Специфика и условия работы журналиста зависят, прежде всего, от его специализации. Таким образом, в зависимости от техники, которая будет использоваться для сбора и распространения информации, можно выделить особенности работы: в печатных СМИ, на радио, на телевидении, в информационных агентствах, в интернете, в издательстве.
Особенности работы в печатных СМИ
Спецификой печатных изданий является то, что здесь журналист работает с бумагой, словом и изображением, поэтому он должен быть чрезвычайно внимателен, он должен уметь работать с текстом.
Особенности работы на радио
С тех пор, как было изобретено радио, аудитория стала иметь возможность приобщиться не только к миру музыки, но и к миру политики, экономики и других вестей со всей планеты. Журналист, работающий в сфере радио должен всегда помнить о своем профессиональном «золотом правиле» - быть немного актером. Здесь важен не столько материал, сколько его подача и умение ведущего привлечь и удержать внимание слушателя.
Особенности работы на телевидении
Доподлинно понятно, что телевизионный мир еще более богат и широк в сравнении с прессой и радио. Здесь – видео, аудио, текст. Конечно, один человек не справится с таким огромным количеством инструментов, а если и осилит, то материал вряд ли выйдет толковым. Поэтому в сфере телевидения работают различных специальностей (например: режиссер, оператор, телеведущий, сценарист, монтажер и т.д.).
Особенности работы в информационном агентстве
Как и в любой сфере журналистики, у работы в информационном агентстве есть ряд особенностей, которые предполагают: оперативное выполнение журналистом срочного задания; «чутье на новость», т.е. способность новости «планировать», предугадывать; наличие своих, проверенных и в свою очередь столь же оперативных источников информации в различных областях; уметь нести ответственность за каждое сказанное/написанное слово; особое построение материала (от великого к малому); учитывается надежность информации; актуальность информации (но этот критерий актуальности намного более серьезен и точен, нежели понятие актуальности информации, скажем, для печатного издания, радио или ТВ); ориентация на аудиторию (в самом широком понимании этих слов)
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования