Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
Учитывая всю парадоксальность профессии, журналист все равно остается личностью, у которой присутствуют свои определенные качества и таланты.
Международные СМИ предпочитают называть Российскую журналистику словосочетанием «русский журналист». И совсем недавно, зарубежные издания представили миру свое понимание нашей журналистики.
Первым, кто охарактеризовал отечественную журналистику, был Лондонский «The Independent». Консервативные британцы вывели простую формулу: русский журналист это обязательно оппозиционер. И никак по-другому не может быть. Если же он не оппозиционер – он не журналист.
Продолжил заполнять список качеств русского журналиста «The Washington Post»: «Русский журналист должен быть критиком – никакие другие общественно-политические роли ему не подходят!»
Шведский «The Local (Sweden news in English)» утверждает, что идеалом русского журналиста является ругань своего государства. И чем больше грязи журналист выливает на него, тем больше наград он за это получает.
Личность русского журналиста, по описанию иностранных СМИ прозрачна, отрицательна и слишком парадоксальна.
В каких-то моментах западные издания могут быть правы. А в каких-то моментах, они совершенно не знают, о чем говорят. Пока не попробуешь всю национальную кухню российской журналистики, никогда ее не поймешь, а, следовательно, не сможешь охарактеризовать настоящего медиа-профессионала.
Журналисты могут работать на «честной основе» и оставаться профессионалом своего дела в полном смысле этого слова: быть квалифицированным в своей области, уметь приспосабливаться к современной действительности и писать о том, что интересно людям. Отечественные журналисты характеризуют свою деятельность следующей цитатой: «Журналистика – это искусство приготовления информации». И это правда. Это теорема, выведенная основателями журналистской сферы – древними греками.
Человек, стремящийся стать журналистом, не может сделать одного – заставить себя рассказывать что-либо людям. Это дар, это талант, это особое человеческое свойство, данное не каждому. И именно этот дар отличает журналиста от остальной массы.
Возможно, личность русского журналиста парадоксальна именно потому, что мы принимаем эту профессию как искусство, а за океаном принято считать это просто профессией.
Вопрос №13. Основные типы журналистской профессии
Репортер и корреспондент
Сотрудник СМИ, который работает в кадре, эфире или за кадром и предоставляет информацию в редакцию и освещает различные события как непосредственно с «места событий», так и post factum. Он работает по заданию редакции, которая направляет его в различные точки в зависимости от обстоятельств. Как правило, репортер дает актуальную информацию в кратчайшие сроки в форме репортажа, заметки, информационной зарисовки или сообщения, часто имея узкую специализацию по темам: криминальная, светская, военная и другие хроники. Особенность этой профессии - необходимость находить, собирать и обрабатывать информацию в кратчайшие сроки. Репортер добывает информацию из таких источников, как документы и записи, интервью и личные наблюдения.
Репортер должен быть мобильным, коммуникабельным, любознательным, обладать хорошей реакцией, личным мужеством, уметь анализировать обстановку и легко ориентироваться в ней, иметь «репортерский нюх» на новости, хороший словарный запас, живую и свободную речь.
Репортаж с латинского означает «передавать», «сообщать» и без личного присутствия репортера на месте событий не может существовать. Репортаж должен создавать тройной эффект: присутствия, сопереживания и достоверности, чтобы его достичь необходимо:
-
Побывать на месте.
-
Обратить внимание на все детали и нюансы.
-
Выслушать различные мнения.
-
Собрать факты и предысторию события.
Задачей репортера является необходимость воспроизведения события, передачи аудитории его атмосферы и предоставление возможности стать свидетелем произошедшего.
У корреспондента в отличие от репортера больше времени на предварительную подготовку материала и информации, а также более широк его жанровый диапазон, включающий в себя и информационные, и публицистические жанры. Он имеет право на анализ информации, привлечение дополнительных материалов, связанных с сутью события. Корреспондент обеспечивает редакцию основным материалом публицистического жанра.
Корреспонденты делятся на специальных и собственных. Собственный корреспондент – специалист в отдельной области, направленный редакцией для освещения отдельного события во всей его динамике. Собственные корреспонденты – журналисты, находящиеся в определенном регионе и освещающие наиболее значимые события.
Отдельно нужно выделить внештатного корреспондента, который предоставляет информацию одновременно нескольким изданиям по личной договоренности с ними.
Корреспондент берет на себя ответственность за информацию, потому что он представляет события от своего имени. Теоретически основной функцией службы новостей считается предоставление максимума информации и суммы разных точек зрения, оставляя при этом право выбора читателю и слушателю.
Профессия репортера и корреспондента считается одной из самых опасных, потому что ежегодно в «горячих точках» и при невыясненных обстоятельствах гибнут десятки представителей этой профессии. В арсенале корреспондента, кроме названных репортерских жанров - интервью, зарисовка, эссе, расширенное интервью.
Аналитик, комментатор и обозреватель
Комментатор - это профессиональный и опытный журналист, являющийся экспертом в определенной области (политика, социология, спорт). В его работе фактом является материал, используемый для подтверждения выводов. Комментатор должен:
-
предоставить разъяснение сущности важных социальных процессов и явлений, показать противоречия действительности, сделать выводы и дать аудитории рекомендации, позволяющие ориентироваться в различных ситуациях;
-
возбуждать интерес аудитории, рассказывая ей о событиях и процессах, происходящих в общественной жизни;
-
отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;
-
через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогнозировать и осмысливать ход общественного развития, разрабатывать перспективные программы развития;
-
способствовать практическому решению проблем общества.
Для этих типов журналистской профессии очень важна эрудированность, высокая профессиональная компетентность в рассматриваемых вопросах, способность быстро реагировать на события, умение убеждать, аналитичность и независимость суждений. В наше время никому неинтересен комментатор, воспроизводящий подготовленный текст и высказывающий чужое мнение, читатель и зритель требует активной позиции и собственных аргументов. Именно поэтому очень важен авторитет журналиста, от которого зависит отношение аудитории к предоставленной информации. Часто современными аналитиками являются политики и экономисты, социологи и писатели, известные люди, чье мнение имеет социальную значимость.
Редактор
Это сотрудник редакции, который занимается обработкой материалов, предоставляемых репортерами и корреспондентами. Он планирует и контролирует их деятельность и определенные направления работы редакции. В печатных изданиях редактор – это руководитель отдела, объединяющий, анализирующий информацию, формирующий полосы и разделы, который может выступать автором материалов различных жанров о социально значимых событиях, либо иметь постоянное место в выпуске. Редактор – это человек, умеющий мыслить аналитически, отлично знающий язык, широко эрудированный и отличающийся организаторскими способностями. Это относится и к главным редакторам, которые являются ключевыми фигурами любого издания, определяют его формат, осуществляют набор кадров и окончательно редактируют важную информацию, стремясь к достижению максимальной популярности и создавая информационное поле руководимого ими СМИ.
Ведущий теле- и радиопрограмм
С развитием электронных средств массовой информации появился особый вид журналистской профессии – ведущий программ.
Данная профессия считается одной из самых престижных. Многие стремятся в школы телеведущих, потому что у этой профессии много привлекательных сторон:
-
Общение с известными и значимыми людьми.
-
Возможность прославиться и получить некоторую власть.
-
Известные ведущие получают высокие гонорары.
Но существует обратная сторона медали:
-
Отсутствие приватности.
-
Необходимость всегда поддерживать имидж.
-
Психологическое давление со стороны аудитории.
Для ведущего, как и для аналитика, очень важны имидж и авторитет, от которых зависят доверие аудитории, популярность ведущего и рейтинг программы.
Общими особенностями любого ведущего программ являются личное обаяние, остроумие, внимательность, артистизм, хорошая память и быстрота реакции – качества, присущие зрелищным профессиям.
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования