Сложности профессии журналиста
Журналистика, как и всякая профессия, представляет собой ряд сложностей. Луиза Григорьевна Свитич в своей книге «Профессия: журналист» выделяет следующие виды трудностей, с которыми журналистам приходится сталкиваться в процессе работы:
-
Высокая степень ответственности
-
Высокая степень психологического стресса
-
Опасности для жизни и здоровья
-
Высокая степень риска
-
Частые командировки
-
Высокий ритм труда
-
Ненормированность рабочего времени
-
Трудности с источниками информации
-
Трудности при создании текстов
-
Трудности в общении с людьми во время сбора информации
-
Трудности в выражении в публикациях собственной точки зрения,
отличающейся от позиции учредителей органа информации
Трудна профессия журналиста и тем, что тяжела физически, она требует огромных нервных и физических ресурсов. Журналист работает всегда, он вынужден в любое время суток лететь, ехать, бежать, чтобы добывать материал.
Журналисту часто приходится недосыпать, недоедать, жить в трудных условиях. Мы часто видим по телевизору, как журналисты под дождем или свирепым ветром ожидают прилета какой-то знаменитости, в то время как самолет опаздывает.
Журналист – человек общественный. Его ум, время, силы, нервы отданы его делу. И даже если у него появится свободная минутка, его мозг будет занят очередной публикацией.
Не случайно, по данным медицинских обследований, журналисты часто болеют. В результате около 40 % мужчин и 50 % женщин болеют неврозами. Распространены также сердечно – сосудистые, желудочные болезни и заболевания желчных путей. Почти 60 % редакторов и четвертая часть корреспондентов страдает бессонницей. Нужно психологически быть готовым к трудностям, закалять свое здоровье, вырабатывать выдержку, тренировать волю.
По данным английской газеты «The Sunday Times», с точки зрения возникновения стрессовых ситуаций журналисты уступают лишь полицейским и шахтерам, опережая такие рискованные профессии, как пожарный, военнослужащий и др.7 Велика и открытая угроза жизни сотрудников СМИ, особенно в так называемых «горячих точках». В реальности журналисты, обычно, не имеют никаких материальных привилегий и социальных льгот.
Основная сложность профессии в огромной социальной и моральной ответственности перед обществом, перед людьми, перед историей. Каждое слово может стать лекарством для оздоровления общества либо вирусом болезни, страха, недоверия, вражды, способно изуродовать жизнь не только отдельному человеку, но и навредить всему обществу.
Сегодня журналистов покупают и подкупают. Порядочность, честность, общественная социальная ответственность журналистской профессии подвергаются жесточайшим испытаниям. Журналист часто становится подневольным наемным работником своего хозяина, владельца издания или телерадиокомпании, который имеет полное право убрать журналиста из редакции, если тот посмеет выступить за правду, когда она невыгодна владельцу или редактору.
Если журналистов не удается купить, их могут шантажировать, держать в постоянном страхе за свою жизнь и семью, затаскать по судам и, наконец, избить, покалечить или даже убить.
В моральной сфере есть соблазн погрешить против истины во имя коммерческой прибыли издания, поразить аудиторию выдуманной сенсацией, исказить реальное событие до неузнаваемости во имя повышения читательского рейтинга, вломиться в личную жизнь человека и т.д. Профессия журналиста сродни врачебной. Плохой врач может навредить одному или нескольким пациентам, а плохой журналист отравляет жизнь сотен тысяч или миллионов людей.
Часто единственным значимым словом становится журналистское. Особенно сильно и часто необратимо влияет оно на молодых, которые еще не имеют сложившегося образа мыслей и порой не способны отличать добро от зла, пошлость от благородства, вульгарность от красоты, истину ото лжи. А журналист, который мог бы быть компасом, иногда сам становится злым циником, клеветником, развращающим души.
Есть еще один соблазн в журналистской профессии – испытание честолюбием. Работа в средстве информации, особенно влиятельном, порой ведет к переоценке собственной личности, к переносу авторитетности издания на собственную персону.
Также нельзя забывать, что журналистика – это занятие не совсем творческое и часто мало оплачиваемое.
Наиболее важные профессиональные качества журналистов (в порядке убывания):
-
Грамотность, широкий кругозор
-
Универсализм
-
Настойчивость, умение «достать материал»
-
Готовность обучаться, расти профессионально
-
Практические навыки журналиста
-
Талант
-
Коммуникабельность
-
Профессиональная этика, порядочность
-
Жизненный опыт
-
Интуиция
В зависимости от специфики СМИ необходимые навыки и умения журналистов могут варьироваться. Так, для телерепортера и радиорепортера важно иметь отчетливую дикцию. Ведущий ток-шоу должны уметь сформулировать интересные вопросы, слышать и слушать собеседника, направлять разговор в нужное русло. От этого зависит успех статьи или передачи.
Журналистские статьи – это грамотно, увлекательно и доступно изложенная информация. Статья должна быть интересна не только самому автору, но и читателю.
Главная забота корреспондента – «продать» информацию, а для этого нужно найти «бомбу» в любом повседневном событии.
Готовясь стать журналистом, заранее попрощайтесь с праздниками, выходными. Журналистика – это пожизненная командировка. Отныне на работу вас будут поднимать ночные звонки шефа, неотложные поездки.
Особенностью журналиста является то, что ему приходится внедряться в различные профессиональные и социальные среды, чтобы получить информацию. Следовательно, элементами профессиональной среды журналиста становятся профессиональные среды, непосредственно к журналистике отношения не имеющие.
В этой среде устанавливается свое время, пространство, законы существования. Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями.
Репортеру подчас приходится воспроизводить какие-то события, образы, слова собеседника, которые не удалось зафиксировать на бумаге или пленке, например, случайные беседы с попутчиками. Но многие факты он хранит и в памяти, из которой по мере необходимости извлекает картины минувшего. Наконец, для успешной работы требуется держать в голове колоссальное количество знакомств.
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования