Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - говорит Библия. Слово, с точки зрения материалистов, в данном контексте равносильно «информации», т.е. мир зиждется на информации, которую субъекты деятельности получают друг о друге. При отсутствии информации как таковой, наш мир был бы принципиально иным, поскольку не существовало бы субъектно-объектных взаимосвязей. Но они существуют, и на их основании общество и цивилизация развиваются.
Итак, первой «информационной революцией» стало отделение символа от предмета, который этот символ обозначает. Далее общество развивалось с прогрессирующей скоростью, наращивая обороты в течение 6 тысячелетий (первые символы появились 4 тысячелетия назад), и новой «информационной революцией» стало появление средств массовой коммуникации.
Коммуникация означает взаимодействие групп общества или социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие – это любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент или в будущем. В цикл социального взаимодействия включена передача информации, ее получение, реакция на нее, переработка и возврат в принципиально новом виде. Таким образом, возвращаясь к теме нашего исследования, мы можем сказать, что журналистика и социум – два субъекта социального взаимодействия, а государство может выступать объективной или субъективной стороной, в зависимости от принципа его организации. Также три этих объекта включены в информационный процесс, непрерывно протекающий в современном мире. Под информационным процессом мы подразумеваем создание, обработку, накопление, хранение, использование информации. Сторонами, задействованными в этом процессе, являются власти, партии и общественные движения, структуры гражданского общества, аудитория и общественное мнение, владельцы, учредители, издатели, спонсоры СМИ. Также информационный процесс не может обходиться без журналистов, непосредственно «создающих» информацию.
Таким образом, в современном глобализированном обществе журналистика как часть информационного процесса всепроникающа, универсальна, многофункциональна и оперативна.
Такое положение вещей соответствует теории постиндустриального общества, созданной Уильямом Ростоу. Она подразумевает, что в центре общественной жизни находится интеллектуальная собственность, теоретические знания, а информация – главный экономический ресурс.
Условиями становления такого информационного общества Ростоу считал зрелость цивилизации, т.е. экономическое и технологическое развитие, и интеграцию социума в единое целое, в информационное поле, что выражается в появлении глобальных информационных сетей.
Однако теоретически на разных этапа развития и при разных принципах управления обществом существуют разные модели СМИ. Для того чтобы разобраться в них, нам потребуется четкое представление о системе власти в государстве.
Итак, совокупность приемов и методов осуществления государственной власти называется политическим режимом. Рассмотрим принципы основных режимов власти и место СМИ в них.
При тоталитарной системе управления, которая подразумевает жесткое господство идеологии одной партии, репрессии, полное подчинение личности, политическое лидерство принадлежит узкому кругу лиц, либо диктатору-единоличнику. СМИ поддерживают диктатуру партии, полностью контролируются правительством страны. Когда СМИ становятся орудием государства, роль журналистики в системе сведена к минимуму, она превращается в инструмент технологического цикла.
При авторитаризме, когда господствует исполнительная власть, СМИ проводят политику действующей власти и обслуживают государство. Власть сосредоточена в руках лидера или группы лиц, основными методами являются команды и приказы, а личность находится в жестком подчинении.
Право пользоваться информацией и использовать СМИ доступно ограниченному кругу лиц. Вся информация, как и те, кто с ней работают, полностью подконтрольны, существует запрет на критику государства и действующих чиновников.
При демократической идеологии существует выборная власть, широкие права и свободы граждан, политический плюрализм, гласность и возможность граждан влиять на политическую жизнь страны с помощью прямой и представительной демократии. Журналистика – важнейший инструмент именно непосредственной демократии. Речь о народной журналистике, которая действует от имени народа и в его интересах с его же активным участием, в целях реализации народного суверенитета.
Здесь уместно говорить о журналистике как о «четвертой власти», которая наряду с тремя другими имеет особую форму легитимности.
Эта модель журналистики информирует, развлекает аудиторию, помогает находить истину и контролировать правительство. Она вседоступна, и контролируется профессиональными отношениями и системой судов. СМИ этого рода подвержены запрету клеветы, непристойности и неуместной пропаганды. Также для демократического общества характерна социально ответственная журналистика: она обсуждает конфликты, делая упор на то, чтобы дать людям высказаться. Этот вид журналистики запрещает серьезно вмешиваться в сферу личных прав человека и важных общественных интересов, СМИ несут ответственность перед обществом.
Таким образом, можно сделать вывод, что у журналистики два способа существования в обществе. Первый – это подчинение власти, поддержание ее престижа, полное отсутствие независимости. В таком случае нельзя говорить о полноценном развитии журналистики, имеет место понятие копирайт.
Второй же – присутствие СМИ как четвертой власти, которое основано на принципах демократии. Партиципарность обеспечивает широкое участие большинства граждан во всех процессах жизни общества, делиберативность – широкую информированность граждан, а диалоговость – выработку мнений и решений в условиях дискуссии. В таком обществе журналистика реализует свои функции, утверждая и гуманистические ценности.
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования