Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
В обществе пусковым механизмом для работы журналиста являются две стороны: потребность людей в информации (объективная нужда в социальных, экономических, биологических, социальных, духовных подтверждениях фактов) и интересы аудитории (субъективная направленность). Эти потребности работают только в совокупности, то есть взаимодействие журналистики и общества может начаться только при наличии острых объективных и субъективных причин.
СМИ являются общественным институтом, поэтому они возникают также, если существует потребность в разделении труда, или при обычном разделении и анализе общественных отношений и чувственно-предметной деятельности человека. При формировании потребностей и их удовлетворении, возникают как раз субъективные интересы и целевые установки.
Дуглас Норт в своей известной книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» пишет о структурировании повседневной жизни институтами. Они управляют и манипулируют человеческим сознанием, посредством априорных моментов и тех свойств, которые требуют доказательство, тем самым стимулируют деятельность. Таким образом, как пишет в своей статье о СМИ и общественных институтах Дзялошинский, масс-медиа являются общественным институтом, который ограничивает рамками циклы создания и распространения массовой информации, а СМИ – это совокупность редакций, организаций, и других медиапредприятий, которые в этих рамках действуют.
Гераклит утверждает: «Все течет, все изменяется», поэтому модель российской журналистики, в отличие от западных, строится относительно трех векторов. В ней существует, по мнению исследователей, несколько взаимоисключающих, но парадоксально сосуществующих вместе парадигм.
Первая: журналист находится над аудиторией, это позволяет ему рассматривать свою аудиторию как объект управления, образования или воспитания, а себя – медиатором, носителем программ управления различных уровней. Журналист, пользующийся этим подходом, являет собой «воздействие». Здесь ученые выделяют активную роль средствам массовой информации, отдают им право пропаганды, и пассивную роли аудитории, которая является объектом воздействия.
Вторая установка позволяет журналисту находиться рядом с аудиторией и информировать ее. В таком случае журналист должен включать в список своих основных профессиональных обязанностей поставлять читателям разнообразные сведения, интересующие их данные, материалы, помогать косвенно в выражении мнений.
Несмотря на существенные различия в иерархично-пространственном положении, обе эти установки приводят к отчуждению СМИ и журналистики от аудитории.
Третья фундаментальная установка помещает журналиста внутрь определенного человеческого сообщества, он заинтересован в поиске сложных жизненных проблем так же, как и аудитория. Эту журналистику моно определить, как гуманитарную, личностную, коммунитарную, «журналистику соучастия» и т.п.
Если охарактеризовать то, насколько динамично развиваются современные государственные и негосударственные СМИ в нашей стране, то можно с полной уверенностью сказать, что учредители большинства газет регионального и до 80% муниципального уровня – это государственные и муниципальные власти. Редакционная политика этих изданий и их экономическая независимость также отражает это – ведь они дотируются из средств регионов и местных бюджетов. В качестве своеобразной платы за «государственную» поддержку СМИ размещают материалы, выражающие интересы и позицию органов власти. Коммерческие же СМИ имеют благоприятные предпосылки к развитию. В последнее десятилетие рынок российской рекламы увеличился, аудитория готова потреблять китч. Федеральное агентства по печати и массовым коммуникациям сообщило, что «российский рынок печатных СМИ демонстрирует хорошую динамику развития и качественные изменения, свидетельствующие о дальнейшем превращении газетно-журнальной индустрии страны в эффективный бизнес, чему в решающей степени способствовала общая благоприятная экономическая ситуация в Российской Федерации».
Такая ситуация говорит о коммерциализации СМИ и, соответственно, журналистики.
В российском обществе возрождается интерес к крупным основательным проектам, предполагающим определенную доктрину. Речь идет не о так называемых национальных (а точнее отраслевых) проектах, таких как: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Агропромышленный комплекс». Это может быть проект «2020», то есть «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», или «Проект «инновационной России», разработку которого вели Александр Неклесса и Петр Щедровицкий.
Важно то, что история наполнена примерами, которые доказывают, что такие мегапроекты зачастую бывают успешными. Ведь успешно были проведены реформы Александра II: загнивший феодализм переродился в почти капитализм, многие показатели выросли, либерализация стала идеологическим посылом. Япония была восстановлена после поражения во Второй мировой войне благодаря масштабной реиндустриализации, конверсии сохранившегося, копированию нового; идеологическим посылом послужил призыв подняться после полного поражения. Также примером служит и Евросоюз: при переосмыслении ошибок всех мировых войн и для смягчения последствий деколонизации была создана крупнейшая экономика, ставшая лидером политических и технологических инноваций.
Но успех подобных фундаментальных преобразований обеспечен лишь при выполнении одного непременного условия: элиты и население должны быть полностью согласны на такие преобразования и должны осознавать их необходимость. Единственным инструментом для обеспечения национального согласия в такой огромной стране, как Россия, являются СМИ. И, конечно же, подразумевается вовсе не очередная пропагандистско-идеологической кампания (они, как правило, вызывают обратный эффект). Требуется понимание самими работниками СМИ, то есть, прежде всего, журналистами, корня преобразований, их сути и необходимости, а значит, речь идет о формировании какой-то новой журналистики. Словосочетание «инновационная журналистика» в последнее время стало часто употребляться в прессе и интернете. И хотя авторы никак внятно не комментируют и не определяют своего понимания этого словосочетания, очевидно, что раз появилась потребность в новом понятии, значит, в глубинах профессии и профессионального опыта происходят изменения, вызывающие к жизни новые явления.
Вопрос №10. Сложности и трудности профессии журналиста
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования