logo search
metodicheskoe_posobie

Историческая основа культуры умственной деятельности

С древних времен представители античной философии утверждали, что культура и общество с его законами и требованиями являются главным злом, поскольку искажают естественную сущность человека. Физический труд в эти времена считался унизительным, занятием рабов, не достойным внимания свободных горожан, а умственная – привилегией богачей.

Эпоха Возрождения дала новые оттенки пониманию культуры умственного труда, которая становилась потребностью человека, необходимым условием совершенствования личности и расцвета общества. Впервые трудовая деятельность несла творческий активный характер.

Новым толчком в развитии культуры умственного труда с учетом интеллектуальных и эмоциональных ресурсов человека стала эпоха Просвещения (XVIII век).

Согласно философии Канта, решение вопроса о культуре умственного труда превышает силы любого научного разума, поэтому он считал, что "способность умственного суждения" происходит от Бога, а не от природы. Кант считал, что недостаток ума не может быть компенсирован никакой школой, так как школа может только дать ограниченному разуму все правила, которые изобретены чужим пониманием.

Последние два века внесли значительный вклад в понимание культуры умственного труда. Выступающие за позитивную философию смогли разделить умственный труд на отдельные отрасли человеческого знания, так как на начальном этапе нашего познания не было правильного распределения умственного труда и одни и те же лица занимались одновременно всеми науками. Позитивисты, рассматривая результаты деятельности наших умственных способностей, дают единственный рациональный способ выявления логических законов человеческого разума.

«Сороковые роковые» или студенты СССР

Послевоенное время было не самым лучшим для студентов. Возраст абитуриентов мог достигнуть 30 лет, особенно много было военных.

В те годы иметь высшее образование было статусом. В начале 50-х годов никто даже и не смел думать о шпаргалках. Но вот уже к концу десятилетия такой факт как списывание проник в образовательный процесс студентов. Только в те времена они были коллективными: вопросы распределялись по учащимся и на экзамене передавались друг другу.

В послевоенные годы были популярны технические профессии.

Наши дни

Современных студентов можно охарактеризовать как мобильных, упорны. К сожалению, это относится лишь к тем ситуациям, которые выгодны самим студентам. Мало кто согласится на благотворительную работу или просто ради интереса. Сейчас любой труд, в понимании молодежи, должен быть оплачен либо не должен состояться вообще.

В XXI веке нагрузка студентов сравнительно ниже прежнего, хотя сами студенты считают иначе: учеба, работа (дальность проживания от данных мест тоже играет для них большую роль), дополнительные занятия и многое другое. Но современная молодежь забывает о своих отцах и дедах, ведь они (особенно студенты послевоенного времени) преодолевали большие расстояния до школ, университетов. При этом они учились сами, без репетиторов, без Интернета, единственными источниками знаниями для них были книги и общество, к ним можно отнести и средства массовой информации, хоть их было и не так много: пару газет, несколько телеканалов и радио. В ниши дни СМИ гораздо доступнее и разнообразнее и теперь уже мало кто пользуется книгами для получения какой-либо информации. Интернет выручает каждого студента в любой даже самой сложной ситуации.

Если человек ищет какую-либо информацию, тратит на это много сил и времени, перебирая разные книги, просматривая различные источники, то можно быть уверенным, что найденная информация, будет зафиксирована у него в голове, и в нужным момент она будет использована. Но мы не можем быть так уверены относительно быстрого поиска в Интернете.

Также важным аспектом в культуре умственного труда студентов является воспитательных подход со стороны руководителей. К сожалению, нынешние преподаватели, в основном, предпочитают жесткие и зачастую унизительные методы наказания учеников даже за самые незначительные просчеты, что в итоге негативно сказывается не только на нем, но и на окружающих его людях.