logo search
metodicheskoe_posobie

Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики

Будущее журналистики напрямую зависит от содержания понятия «социальная информация» (Социальная информация  это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов).

Необходимо рассмотреть несколько подходов, как можно понимать информацию и как на них основывается журналистика будущего.

1. Информацию можно рассматривать как собственность (в соответствии с законом РФ «об информации, информатизации и защите информации»). В этом случае информация порождает предпринимательскую журналистику, в которой цель и главный двигатель всей деятельности – экономическая выгода.

2. Информация может рассматриваться как сведения о различных фактах, событиях, людях, процессах, явлениях (согласно тому же закону). В таком случае информация воплощается в журналистике как потоке фрагментарных фактологических сообщений (так называемые «голые факты»), которые с течением времени все сильнее возрастают в количестве, и, следовательно, затрудняют ориентацию человека в окружающей его действительности. Чтобы облегчить эту ориентацию, нужен анализ «сырых» данных, но в таком случае сведения не смогут больше называться просто сведениями, а перейдут в разряд знаний, полученных на основе этих сведений.

3. Информация, представляющая собой порождение стремительно прогрессирующей техники и информационно-коммуникативных технологий, позволяет рассматривать журналистику только в системе массовых коммуникаций, где образуются «информационные продукты», но ни в коем случае не плоды познавательной творческой и духовно-созидательной деятельности человека.

4. Информация как знание (которое может рассматриваться как систематизированное отражение свойств объективной действительности), может соотноситься с журналистикой анализа, размышления, поиска связи между разрозненными фактами. В таком случае пресса выступает в качестве средства самопознания в руках человека и общества и орудием познания мира.

5. И, наконец, информация, рассматриваемая как явление духовной жизни, своеобразная «прививка» нравственного и интеллектуального потенциала человека, может наполнять собой такую журналистику, которая этот потенциал не только поддерживает, но и выражает и усиливает это потенциал (на уровне как отдельной личности, так и нации, и даже той или иной цивилизации)

Таким образом, становится понятно, что понятие социальной информации и журналистика неразрывно связаны, и от смыслового наполнения первого напрямую зависит поведение второго.