logo search
metodicheskoe_posobie

Понятие моральных норм

Еще в Древней Греции софисты  мудрецы, безупречно владевшие ораторским искусством,  были уверены, что истины не существует, а правдой является точка зрения, которую можно искусно доказать. В наше время ученые, философы и журналисты сходятся во мнении, что подобная позиция софистов находит частое применение и отражение в действительности. Событие и реакция общественности на происходящее зависят от подачи. Как следствие, общепринятые человеческие ценности, в том числе и моральная норма, не существуют. Отношение к самым страшным (по консервативным, традиционным меркам) явлениям меняется: распущенность, повсеместное использование в рекламе и освещение в журналистке «треша» - эротики или даже порнографии, черного юмора, насилия.

В XXI веке моральные нормы зачастую расплываются, теряют устойчивые границы и активно нарушаются, не только в «вольном Интернете», где мораль теоретически не регулируема законами, но и на телевидении, на радио. В радиопередачах ведущие прибегают к пранку (телефонному хулиганству), телевидение создает все новые ток-шоу, предназначенные для развлечения людей с узким кругозором, ограниченными представлениями о реалиях. При этом темой для обсуждения служат вопросы, ставящие под сомнение компетентность ведущего и участников.

После информационной революции, после переворота в сознании людей мир уже никогда не станет прежним. Свобода слова получена, и забрать ее никто не в силах.

Понятие этики

Впервые термин «этика» был употреблен великим греческим ученым Аристотелем в значении «науки о том, что мы должны делать». Многие века этика складывалась из моральных норм, традиций, изучения нравственности человека. Постепенно у этики появилось значение «набора правил поведения», и, как следствие, собственная этика сформировалась у многих профессионалов, журналистов в том числе.

«Неэтичная профессия»

Проблема сохранения нравственных и ценностных критериев является одной из основополагающих для журналиста, который стоит перед выбором: сохранить совесть и душу, что сложно в современных условиях (искушение деньгами и высокая реальность шантажа и угроз) или использовать любую возможность для обогащения.

К гражданским качествам относятся социальная ответственность перед обществом и аудиторией, чувство социальной справедливости, объективность. К нравственным качествам журналистов относят такие общечеловеческие добродетели как гуманность, порядочность, человеколюбие, неподкупность, стремление помочь людям, доброта, человеческая отзывчивость. Обладающий этими качествами журналист выполняет важную и ответственную миссию, возложенную на него обществом, а именно  поддерживать в социуме нравственный климат, от которого зависит многое.

Наличие ответственности перед согражданами, в ряду которых находится сам журналист – большая проблема, вызывающая дискуссию. На протяжении многих лет не прекращаются споры «должен ли кому-то что-то журналист», то есть, обязан ли он соблюдать правила, диктуемые обществом и профессией. Множество проектов журналистики строится на нарушении правил.

Это «вечная проблема» журналистики  пожертвовать ли интересами частного лица ради общества. Зачастую материалы, опубликованные в СМИ, наносят вред группам людей, движениям или партиям. При этом возникает опасность не только скомпрометировать их в глазах окружающих, но и приобрести проблемы. Поэтому журналист  одна из самых опасных и рискованных профессий.

Вопрос с риском решается просто: не хочешь попасть под удар, не затрагивай запрещенные темы. Что касается неподкупности, то здесь дело обстоит немного сложнее: в начале карьеры молодым журналистам приходится работать за небольшой гонорар, поэтому отказаться от солидной суммы (предлагаемой, к примеру, за сенсационную статью) сложно.

Простейшим примером подкупа, несерьезным, но чрезмерно распространенным является скрытая реклама. Эта практика по всему миру общепринята и носит название в журналистском сленге «джинса»  оплаченный материал, «замаскированный» под обычные новости или комментарии.

Скрытая реклама принимает форму как коммерческого, так и политического материала. Здесь возникает очередная серьезная проблема  взаимоотношения СМИ и властей: по мнению большинства, в которое входят и сами журналисты, профессия никак не может претендовать на звание «четвертой власти», потому что в действительности является «служанкой».