Понятие моральных норм
Еще в Древней Греции софисты мудрецы, безупречно владевшие ораторским искусством, были уверены, что истины не существует, а правдой является точка зрения, которую можно искусно доказать. В наше время ученые, философы и журналисты сходятся во мнении, что подобная позиция софистов находит частое применение и отражение в действительности. Событие и реакция общественности на происходящее зависят от подачи. Как следствие, общепринятые человеческие ценности, в том числе и моральная норма, не существуют. Отношение к самым страшным (по консервативным, традиционным меркам) явлениям меняется: распущенность, повсеместное использование в рекламе и освещение в журналистке «треша» - эротики или даже порнографии, черного юмора, насилия.
В XXI веке моральные нормы зачастую расплываются, теряют устойчивые границы и активно нарушаются, не только в «вольном Интернете», где мораль теоретически не регулируема законами, но и на телевидении, на радио. В радиопередачах ведущие прибегают к пранку (телефонному хулиганству), телевидение создает все новые ток-шоу, предназначенные для развлечения людей с узким кругозором, ограниченными представлениями о реалиях. При этом темой для обсуждения служат вопросы, ставящие под сомнение компетентность ведущего и участников.
После информационной революции, после переворота в сознании людей мир уже никогда не станет прежним. Свобода слова получена, и забрать ее никто не в силах.
Понятие этики
Впервые термин «этика» был употреблен великим греческим ученым Аристотелем в значении «науки о том, что мы должны делать». Многие века этика складывалась из моральных норм, традиций, изучения нравственности человека. Постепенно у этики появилось значение «набора правил поведения», и, как следствие, собственная этика сформировалась у многих профессионалов, журналистов в том числе.
«Неэтичная профессия»
Проблема сохранения нравственных и ценностных критериев является одной из основополагающих для журналиста, который стоит перед выбором: сохранить совесть и душу, что сложно в современных условиях (искушение деньгами и высокая реальность шантажа и угроз) или использовать любую возможность для обогащения.
К гражданским качествам относятся социальная ответственность перед обществом и аудиторией, чувство социальной справедливости, объективность. К нравственным качествам журналистов относят такие общечеловеческие добродетели как гуманность, порядочность, человеколюбие, неподкупность, стремление помочь людям, доброта, человеческая отзывчивость. Обладающий этими качествами журналист выполняет важную и ответственную миссию, возложенную на него обществом, а именно поддерживать в социуме нравственный климат, от которого зависит многое.
Наличие ответственности перед согражданами, в ряду которых находится сам журналист – большая проблема, вызывающая дискуссию. На протяжении многих лет не прекращаются споры «должен ли кому-то что-то журналист», то есть, обязан ли он соблюдать правила, диктуемые обществом и профессией. Множество проектов журналистики строится на нарушении правил.
Это «вечная проблема» журналистики пожертвовать ли интересами частного лица ради общества. Зачастую материалы, опубликованные в СМИ, наносят вред группам людей, движениям или партиям. При этом возникает опасность не только скомпрометировать их в глазах окружающих, но и приобрести проблемы. Поэтому журналист одна из самых опасных и рискованных профессий.
Вопрос с риском решается просто: не хочешь попасть под удар, не затрагивай запрещенные темы. Что касается неподкупности, то здесь дело обстоит немного сложнее: в начале карьеры молодым журналистам приходится работать за небольшой гонорар, поэтому отказаться от солидной суммы (предлагаемой, к примеру, за сенсационную статью) сложно.
Простейшим примером подкупа, несерьезным, но чрезмерно распространенным является скрытая реклама. Эта практика по всему миру общепринята и носит название в журналистском сленге «джинса» оплаченный материал, «замаскированный» под обычные новости или комментарии.
Скрытая реклама принимает форму как коммерческого, так и политического материала. Здесь возникает очередная серьезная проблема взаимоотношения СМИ и властей: по мнению большинства, в которое входят и сами журналисты, профессия никак не может претендовать на звание «четвертой власти», потому что в действительности является «служанкой».
- Ораторское искусство как прообраз публицистики
- Америка
- Журналистика современности
- Профессиология
- Журналистская профессия. Журналистика в качестве предмета изучения
- Профессия журналиста в обществе или функционирование журналистики
- Журналистика и цивилизация. Понятие и история журналистики
- Возникновение журналистики. Пресса, радио, телевидение и Интернет-сми
- Журналистика и культура. Культуроформирующая функция журналистики
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Интернет-журналистика
- Газетно-журнальная журналистика
- Книгоиздательское дело
- Репортер
- Понятие журналистики
- Функции сми (их роль в обществе). Журналистика как «четвертая власть». Информационная безопасность
- Глобализация в журналистике и ее роль в обществе
- Понятие мотивация, мотив. Система и виды мотивирования
- Развитие социальных ролей в юношеском возрасте и их влияние на будущую профессию подростка
- Методика определения основных мотивов выбора профессии
- Условия работы журналиста в экстремальных условиях, на местах возникновения конфликтов, войн, катаклизмов
- Курсы «Бастион»
- Условия работы в редакции
- Информация. Журналистика как социальный институт. Классификация сми в связи с политикой государства
- Место журналистики в системе российского социального взаимодействия
- Сложности профессии журналиста
- Опасности профессии на практике
- Профессиография и Профессиология
- Профессиограмма
- 5) Информационные признаки, характеризующие производственные показатели работы.
- Особенности работы в сфере интернет-журналистики
- Необходимые качества личности журналиста
- Основные парадоксы профессии. Объективность и субъективность в журналистике
- Независимость и зависимость в журналистике
- Оперативность и неточность или глубокое изучение проблемы
- Личность парадоксального русского журналиста: заокеанский и отечественный взгляд
- Публицист
- Фотожурналист
- Понятие личность и ее влияние
- Качества личности журналиста
- Социальные роли журналистики и журналиста.
- Пражурналистика и современные требования
- Смысл профессии
- С кем журналист работает?
- Каким должен быть журналист?
- Женщина в журналистской профессии.
- Психологическая структура личности журналиста
- Формирование личности журналиста
- Влияние типа личности на профессию журналиста
- Роль темперамента в профессиональной деятельности журналиста
- Характер журналиста
- Мотивы выбора профессии начинающих журналистов
- Результаты опросов молодых журналистов в различные периоды
- Что такое журналистика
- Социально-гражданские качества журналиста
- Социальная ответственность
- Принципиальность
- Объективность в оценке
- Политика, экономика, финансы
- Спорт, культура, социальная сфера
- Понятие моральных норм
- Моральный выбор
- Журналистика и дети
- Профессиональная этика российского журналиста
- Професиия: репортер
- История возникновения профессии
- Особенности личности репортера
- Информационный повод
- Репортерское задание
- Особенности журналиста аналитика
- Журналист–аналитик
- Сравнение моделей личности журналиста и публициста
- Темперамент
- Особенности личности публициста
- Характер деятельности публициста
- Профессия ведущего тв
- Ведущий тв – массовый затейник высокого класса
- Профессиональные качества ведущего тв
- 1) Презентабельная внешность и приятная улыбка, уверенность, непринужденность.
- 4) Актерские способности журналиста.
- 7) Воля, интеллект, совесть.
- Развитие российской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Развитие американской журналистики на рубеже XX-XXI веков
- Сравнительные характеристики Владимира Соловьева и Ларри Кинга (представителей российской и американской журналистики соответственно)
- Возможности сотрудничества российской и американской журналистики
- История и эволюция журналистского образования
- 15 Октября 1921 году школа журналистики превращается в Институт красных журналистов. Он занимался подготовкой редакторов, критиков, хроникеров, секретарей. Срок обучение уже один год.
- Современное образование журналистов
- Журналист XXI века
- Понятие информационного общества
- Теории информационного общества
- Профессиональные качества журналиста как представителя информационного общества
- Содержание социальной информации как показатель будущего журналистики
- Роль журналистики в информационном обществе
- Понятия «культура», «ум», «труд»
- Историческая основа культуры умственной деятельности
- Умственная деятельность студентов в Соединенных Штатах Америки
- Творчество и творческое мышление
- Саморазвитие как понятие
- Связь саморазвития и самовоспитания личности
- Основная характеристика саморазвития
- Саморазвитие личности в стадиях
- Выявление мотивации к процессу саморазвития
- Письменная работа
- Семинар
- Учебно-методическая практика
- Работа с литературой. Как научиться читать
- Как читать быстрее
- Правила конспектирования