logo search
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Средства массовой информации как создатель особой реальности

Само слово media — «посредник» — навевает мысль, что средства массовой информации являются связующим звеном между публикой и некоей объективной реальностью, на самом деле существующей где-то в этом мире. Западная культура приучила нас к такому взгляду. Однако следует иметь в виду, что журналисты и редакторы сообщают нам све­дения об этой объективной реальности после тщательного отбора ма­териала и решения, какое количество внимания уделять рассмотрению каждой конкретной темы. «Новости — это рамка, которая придает ми­ру определенные очертания» (G. Tuchman, 1978).

«Реальность нельзя упаковать в сюжеты продолжительностью в две или три минуты, подлинная история состоит из противо­речий, острых краев и пороков. Телевидение выступает в роли

рассказчика, который в своем стремлении пощадить чувства слушателей приукрашивает истинное положение дел. В резуль­тате любое событие реального мира, каким бы необычным или отталкивающим оно ни было, оказывается втиснутым в заранее приготовленные формы. Целью такого подхода является ис­креннее желание рассказчика понравиться своей аудитории» (Abel, 1984, р. 68).

Хотя исходной целью средств массовой информации является как можно более объективный анализ происходящих событий, иногда стремление угодить вкусам публики перевешивает все другие сооб­ражения. К каким подчас трагикомичным результатам это может при­вести, см. модуль 7:4.

Модуль 7.2. ИНТЕРЕС ПУБЛИКИ К СУДЕБНОМУ ПРОЦЕССУ НАД О. ДЖ. СИМПСОНОМ - ПО АРИСТОТЕЛЮ

В написанной еще в VI в. до н. э. «Риторике» Аристотель при­водит свои соображения по поводу трех основ, на которые должен опираться тот, кто хочет воздействовать на аудиторию. Хотя рас­суждения Аристотеля касались исключительно театра, Стоунхйл (1995) доказал, что эти основы (pathos, logos, ethos) широко используются на телевидении и помогают объяснить исключитель­ный интерес публики к уголовному процессу над О. Дж. Симпсо­ном в 1995 г. Это дело об убийстве оказывало на публику очень сильное эмоциональное воздействие (pathos), так как было пере­насыщено сексом, преследованиями и обманом. Интеллектуальный компонент (logos); присутствовал в качестве загадки, кто на самом деле совершил убийство, а также почему следствие продвигалось вперед такими медленными темпами и можно ли было использо­вать как улики данные генетического анализа. Обаяние, известность и авторитет главного подозреваемого, человека, еще недавно поль­зовавшегося всеобщей любовью и уважением, тоже внесли свою лепту к привлечению внимания публики к этому событию (ethos). Стоунхйл даже утверждал, что данный уголовный процесс являет­ся самым неоспоримым доказательством верности рассуждений Аристотеля.

Не успели еще стихнуть страсти вокруг процесса над Симпсо­ном, как внимание публики уже было захвачено другими события­ми, по своим характеристикам имевшими с этим делом много об­щего. Трагическая гибель принцессы Дианы в августе 1997 года и сексуальный скандал 1998 года, в котором оказался замешан пре­зидент США Клинтон, долгое время занимали первые места в «хит-параде» событий. Аристотель был прав!