logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Глава 9. Насилие: так ли уж безобидны эти драки на экране?

Вопрос. Сколько убийств просматривают по телевизору школьни­ки к тому моменту, когда заканчивают начальные классы?

Ответ. Восемь тысяч убийств и сто тысяч других сцен с насили­ем (Huston et al., 1992).

Вопрос. Сколько убийств было в фильме «Крепкий орешек-2»?

Ответ. 264.

Вопрос. Сколько времени восьмиклассники в среднем играют в компьютерные игры?

Ответ. Мальчики играют в среднем 4,2 часа в неделю, а девоч­ки — 2 часа в неделю. Дети любят играть дома (Funk, 1993 а).

Вопрос. Сколько производится компьютерных игр, в которых пре­обладает тема насилия?

Ответ. 85% игр отличаются исключительной жестокостью (Ргоvenzo, 1991).

Все статистические данные зависят от того, какими дефини­циями мы при этом оперируем, но даже если мы не представляем в точности, что именно считать жестоким, реальность СМИ, воспри­нимаемая зрителем, в особенности телевидение и кино в Соеди­ненных Штатах, довольно жестоки. Приблизительно в 60% американских телепрограмм и 90% телефильмов встречаются сцены драк и насилия (National Television Violence Study, 1997). В телевизионных программах США показывают 5 актов насилия в час в вечернее вре­мя и 18 актов насилия в дневное время по выходным. Очень много сцен насилия в мультфильмах, в них в среднем происходит 26 актов насилия в час (Gerbner& Gross, 1980; Huston et al., 1992). На каж­дые 10 мужчин—насильников и преступников в вечерних фильмах и сериалах приходится 11 мужчин — жертв. На каждые 10 жестоких женщин приходится 16 жертв (Gerbner, Gross, Signorielli & Morgan, 1986). В новостях, музыкальных видеоклипах, рекламе, на первый взгляд неагрессивных программах, также достаточно часто встреча­ется жестокость и драки (Sherman& Etling, 1991). Компьютерные игры в большинстве своем (85%) — кровавое и жестокое развлечение (Funk, 1993 b; Provenzo, 1991).

Также как и другие исследователи, мы понимаем под термином «насилие» причинение намеренного физического ущерба другому че­ловеку. Мы исключим из него случайное причинение боли, так на­зываемое «психологическое насилие» и вандализм по отношению к чужой собственности. За жестокостью поведения всегда скрыты аг­рессивные мотивы. Когда мы смотрим телевизор, то наблюдаем ак­ты насилия непосредственно и видим их агрессивную суть.

Насилие на телевидении — излюбленная тема политических де­батов. Написаны сотни и даже тысячи работ о насилии (а психоло­гических исследований, посвященных теме насилия, проводилось больше, чем по всем другим темам в этой книге вместе взятым, см.: Huston et al., 1992). В этой главе мы не беремся детально анализиро­вать всю литературу по данному вопросу; подробные обзоры и рас­суждения на эту тему можно найти во многих исследованиях (напри­мер, Donnerstein& Smith, 1997; Dubow & Miller, 1996; Geen, 1994; Gunter, 1994; Huston et al., 1992; National Television Violence Study, 1997; Paik& Comstock, 1994; Wood, W ng& Chachere, 1991). Мы рассмат­риваем насилие в перспективе двух теорий — теории социального научения и теории культивации, хотя приняли во внимание и другие точки зрения. Очень часто философские и экономические проблемы мешают составить ясное, неискаженное представление по теме наси­лия, а популярные книги и статьи о насилии, как правило, прини­мают форму полемики, подогреваемой средствами массовой ин­формации, или становятся своеобразной апологией и формой защиты чьих-либо экономических интересов. И в том и в другом случае научная сторона дела совершенно не учитывается. И в научных психологических работах и в популярной литературе редко приводится определение различных типов насилия и ситуаций, провоцирующих на насилие, не анализируются разные группы населения.

Как бы ни влияли насилие и драки в СМИ на общество, мы не до­лжны считать их единственными виновниками всех преступлений, убийств и извращений, случающихся вокруг. Негативные социальные условия, например бедность, расизм, перенаселенность, наркотики, родительское пренебрежение к детям, доступность оружия и субкуль­тура беднейших слоев населения, безусловно, влияют на рост насилия в обществе гораздо сильнее, чем телевидение. Также накладывают свой отпечаток негативные модели отношений в семье или среди сверст­ников. Но даже если насилие в прессе и на телевидении провоцирует совершение всего 5—15% актов насилия, его все же надо учесть (Comstock, 1985; Strasburger, 1995). Поскольку СМИ так или иначе воздействуют на многих людей, то даже незначительный, как кажется, негативный эффект этого воздействия может быть довольно сильным. Возьмем статистику. Предположим, к примеру, что какой-то боевик на телевидении привел к тому, что 0,001% тех, кто посмотрел его, стали вести себя агрессивнее. Несмотря на то что этот процент минимален, для двухсотмиллионной аудитории 0,001 % составляет 200 человек!

В этой главе мы проанализируем мир жестокости и насилия, ко­торый мы создаем в своем воображении, когда смотрим боевики или фильмы ужасов, а также то, как он влияет на наше поведение, отно­шения с людьми и взгляд на окружающую нас действительность. Осо­бо мы коснемся психологических эффектов, процессов и доказа­тельств, говорящих о существовании эффектов насилия в СМИ. Да­лее в этой главе мы рассмотрим индивидуальные особенности людей, кого привлекает, а кого, наоборот, отталкивает вид насилия в СМИ. Долгосрочные эффекты насилия проверяются в ходе долгосрочных экспериментов, которые мы также опишем в этой главе. И наконец мы попытаемся найти баланс, который необходим человеку, чтобы бороться с воспринимаемой им реальностью насилия и жестокости в СМИ, так, чтобы смягчить или ослабить все негативные эффекты телевизионной и киножестокости.

И ученых и авторов популярных книг о насилии в СМИ больше всего интересуют возможные последствия наблюдения за жестоким поведением. Первый эффект от такого наблюдения — моделирование поступка, когда человек в реальной жизни начинает подражать пове­дению симпатичных ему телегероев. Однако моделирование — только один из нескольких возможных эффектов. В зависимости оттого, какой эффект наблюдения за насилием изучался, ученые проводили экс­перименты, руководствуясь совершенно разными теориями (см. главу 2). Например, при исследовании эффектов поведения применялась теория социального научения, а эксперименты, посвященные эффек­там культивации, проводились в соответствии с теорией культивации. В следующем разделе мы рассмотрим отдельно эффекты насилия в СМИ и данные об их наличии. Мы начнем с самого непосредственно­го воздействия насилия для зрителей: возникновения чувства страха.

СТРАХ

Кантор, на работах которого основано большинство современных исследований, писал о реакции зрителей на насилие: «Кратковремен­ные реакции страха... совершенно типичны, и у значительной доли взрослых и детей наблюдаются стойкие и интенсивные эмоциональ­ные расстройства, а у тонкой прослойки особо чувствительных лю­дей всех возрастов наблюдаются сильные и ослабляющие их психику реакции» (Cantor, 1996, р. 91).