Когнитивная (конструктивистская) теория
Важным общим когнитивным принципом является утверждение, что обработка информации носит конструктивный характер, то есть люди не просто кодируют и затем воспроизводят информацию, которую они прочитали или услышали в СМИ (или где-либо еще). Скорее, они усваивают информацию, интерпретируя ее в соответствии С уже имеющимися у них знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение. Усвоение телевизионной программы предполагает постоянное взаимодействие содержания программы со знаниями, которыми мы уже обладаем. Мы всегда активно осмысляем то, что видим и слышим, и наши мысли становятся важной частью конструктивного процесса познания (Hoijer, 1989).
В процессе усвоения информации и любого ее последующего припоминания участвуют схемы (schemas) (Brewer & Nakamura, 1984; Rumelhart, 1980; Thorndyke, 1984). Понятие «схема» связано со структурой знаний или общими рамками, которые упорядочивают воспоминания индивидуума о людях и событиях. Схема —это общий конструкт, который обрабатывает все виды информации независимо от ее модальности, видимую и слышимую, вербальную и невербальную, которая на него воздействует. Человек следует ментальным схемам, основанным на прошлом опыте. Одним из следствий этого, влияющих на обработку информации, является то, что индивидуум, скорее всего, выйдет за пределы фактически представленной информации и сделает такие умозаключения относительно людей или событий, которые хорошо согласуются с ранее сформированными схемами (Graesser& Bower, 1990; Harris, 1981; Rojahn& Pettigrew, 1992; M. Singer, 1984). Например, человек с очень негативной схемой в отношении американцев мексиканского происхождения может отреагировать на новый телефильм, снятый в на селенной латиноамериканцами восточной части Лос-Анджелеса, совершенно иначе, нежели человек, не имеющий подобных предубеждений. Значительная часть содержания схем, как правило, культурно обусловлена. Схема, которой могут придерживаться представители какой-то культуры, способна привести к тому, что они станут интерпретировать какую-то историю в совершенно ином ключе, чем представители другой культуры (Harris, Schoen & Hensley, 1992; Lasisi & Onyehalu, 1992). Культурные различия должны обязательно учитываться создателями телепрограмм, рассчитанных на международную аудиторию {см. модуль 2.3).
Активизация схемы в сознании человека может быть вызвана какой-то частной информацией, содержащейся в программе или статье. Ее могут также спровоцировать определенные формальные приемы, используемые тем или иным СМИ, например флешбэк, монтаж или повторы каких-то эпизодов в теле- или кинофильме. Маленькие дети не понимают этих условностей и будут интерпретировать их буквально (например, подумают, что флешбэк или повтор —это продолжение действия). Частью социализации при использовании какого-то СМИ, например телевидения, является распознание этих формальных приемов и правильная их интерпретация (Abelman, 1989; Calvert, 1988; Condry, 1989; Huston& Wright, 1987; Kraft, Cantor & Gottdiener, 1991; Lang, Geiger, Strickwerda & Summer) 1993; Rice, Huston & Wright, 1986; Smith, Anderson & Fischer, 1985; B. J. Wilson, 1991).
Модуль 2.З. АМЕРИКАНСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
Быстрое распространение по всему миру американских кинофильмов и телепрограмм в течение последних десятилетий — хорошо задокументированный факт (Lee, 1980; Read, 1976; Tunstall, 1977). Хотя США занимают первое место в мире в области экспорта телевизионных программ, являющихся вторым по значимости экспортным товаром этой страны, исследования (М. G. Cantor & J. M. Cantor, 1986; Schement, Gonzalez, Lum & Valencia, 1984) показывают, что сегодня ни одна страна не способна добиться господства в СМИ, если это вообще было когда-либо возможно.
Соединенные Штаты не только производят продукцию, но и сами являются рынком сбыта. Многие кабельные компании ретранслируют Univision или каналы Spanish International Network, SIN («Испанской международной сети»), а программы обеих этих телесетей экспортирует через спутник Мексика. Мексиканская Televisa зарабатывает миллионы, экспортируя свои «мыльные оперы», некоторые из которых покупают в США. Британские телекомпании ВВС и Granada TV в течение многих лет экспортируют свои программы американской сети PBS.
Крупнейшие мировые коммерческие телевизионные сети (например, CBS, NBC и ABC в США; TV Globo в Бразилии; Televisa в Мексике) экспортируют свои программы в десятки стран. Миллионы людей по всему миру знают о Соединенных Штатах лишь только то, что они видят в таких передачах, как Baywatch («Пляж») или ER. В свою очередь, многие американцы получают искаженное представление о Британии под влиянием импортной телевизионной продукции, такой, как Masterpiece Theatre («Театр шедевров») или Benny Hill («Бенни Хилл»). Что мы узнаем из СМИ о других группах людей — тема главы 3.
Некоторые страны, например Япония, Мексика и Бразилия, в прежние годы импортировали намного больше американских телепрограмм, чем в настоящее время; теперь большую часть своих программ они производят собственными силами. Некоторые зарубежные производители стали крупными экспортерами. Иногда телевизионные империи простираются вдоль языковых границ. Например, бывшие французские колонии в Африке и Французская Канада, как правило, покупают телепередачи из Франции. Американским и другим не французским компаниям обычно приходится обращаться в Париж, где они дублируют свои программы на французский язык, перед тем как продать их на франкоязычных рынках сбыта.
Сценарии. Пользуясь понятием, которым оперируют в информатике и экспериментальной психологии (Bower, Black & Turner, 1979; Fayol & Monteil, 1988; Schank& Abelson, 1977), мы можем говорить об усвоении сценариев, увиденных на телеэкране (Janis, 1980; Luke, 1987). Под сценарием (script) здесь подразумевается схема, касающаяся определенного вида деятельности, а не текст с речами действующих лиц. Например, когда мы смотрим телефильм о женщине, у которой обнаруживают рак груди, то можем выучить сценарий того, как нужно действовать в определенной ситуации. Телезрительница может узнать, как следует выполнять какую-то операцию, например производить осмотр собственной груди, как сообщить мужу о своей болезни, где отыскать информацию о возможных способах лечения и как сохранить позитивные представления о собственной внешности и сексуальности после ампутации молочной железы.
Сценарии черпают из СМИ, а также из других источников. Знакомясь с примерами действий, следующих какому-то сценарию, мы формулируем для себя этот абстрактный сценарий, и он постепенно оседает в нашей долговременной памяти (Ahn, Brewer&;Моопеу, 1992). Затем эта схематичная структура каких то действий используется для интерпретации последующих примеров этих действий. Например, слушатели «мыльной оперы» The Archers («Стрелки»), транслировавшейся британским радио, использовали знание известного сценария из этой передачи для того, чтобы облегчить себе припоминание родственного материала (Reeve & Aggleton, 1998).
Потенциальные последствия усвоения сценариев, предлагаемых СМИ, становятся особенно явственными, когда мы рассматриваем какую-либо ситуацию, с которой читатели или зрители редко встречались прежде. К примеру, предположим, что знания ребенка о том, как нужно действовать против грабителей, почерпнуты им из приключенческого телефильма, герою которого удается перехитрить и победить мошенника. Если этот ребенок применит подобный сценарий к реальному грабителю, попытавшись совершить действия, увиденные им на телеэкране, он, вероятно, добьется гораздо меньшего успеха, чем детективы из сериала NYPD Blue. В качестве другого примера рассмотрим телефильм, затрагивающий тему инцеста. Малолетняя девочка, герой фильма, подвергается сексуальным домогательствам со стороны своего отца. Она настолько обеспокоена происходящим, что сообщает обо всем классному воспитателю. Это признание дает начало цепочке событий, неизбежным результатом которых становится то, что случившееся предается всеобщей огласке. Поскольку в течение многих лет инцесту не придавали серьезного значения, многие зрители, в том числе те, кто является или являлся в прошлом его жертвой, могут не иметь сценария действий в этой ситуации. В этом смысле подобный фильм, если он снят в апеллирующей к чувствам, но реалистичной манере, может помочь таким людям сделать решительный шаг и обратиться за помощью. Он может предоставить информацию о том, что человек способен испытывать в подобной ситуации, у кого искать помощи, и, через контекст сюжета, подсказать, какими могут быть последствия подобного признания.
Художественные произведения в СМИ могут использовать и очень абстрактные сценарии, например, как «преодолеть напасти судьбы». Эта тема может быть неявно отражена в рассказе о рабе, убегающем из неволи на довоенном Юге, о ребенке, пытающемся обуздать родителей-алкоголиков, или о загнанном в тупик полицейском, вынужденном договариваться с преступным синдикатом (Janis, 1980). Подобный сценарий также используется во многих информационных сообщениях о ярких личностях.
Биокка (Biocca; 1991 b) объединил теорию когнитивных схем с некоторыми концепциями, используемыми в семиотических исследованиях языка (Biocca, 1990), показав, как телезрители «моделируют поток информации и визуальных образов» (Вюсса, 1991 Ь, р. 81) во время просмотра передач. Эти процессы включают в себя базовое понимание И организацию информации и последующие умозаключения. Кроме того, человек делает выводы в отношении идеологических доктрин, представленных в программе, и того, каким образом последние касаются его как зрителя. Эти схемы и сконструированные интерпретации постоянно меняются.
Повествовательный сценарий. В западной культуре существует некий очень распространенный сценарий для рассказов (Kintsch, 1977). Этот повествовательный сценарий (narrative script) незаметно усваивается еще в самом раннем возрасте, когда родители рассказывают своим детям разные истории. Такие истории состоят из эпизодов, каждый из которых включает в себя завязку, интригу и развязку. То есть описываются действующие лица и место событий (завязка), возникает какая-то проблема или трудность (интрига) и затем эта проблема как-то преодолевается (развязка). Мы взрослеем, но продолжаем ожидать, что истории будут следовать этому распространенному сценарию. В детских рассказах, например в сказках, этот прием используется в открытую («Когда-то давным-давно жил-был...»). Истории, предназначенные для взрослых, также следуют этому сценарию, но зачастую он принимает более сложную форму. Например, какие-то события, составляющие интригу, могут произойти еще в ходе завязки или же в развязку какого-то значительного эпизода могут быть вкраплены два более мелких эпизода.
Телевизионные и печатные СМИ также обращаются к повествовательному сценарию, чтобы сделать свою художественную продукцию более легко усваиваемой. Детские комиксы открыто используют этот сценарий. Большинство телевизионных комедийных сериалов и приключенческих фильмов следуют их примеру, хотя, возможно, и придают сценарию более усложненную форму; например, могут переплетаться друг с другом два эпизода (побочные сюжетные линии), каждый из которых имеет собственную повествовательную структуру. Использование схем расширяет наши возможности в области обработки Информации. Медоукрофти Ривз (Meadowcroft & Reeves, 1989) обнаружили, что к возрасту семи лет у детей оказываются хорошо сформированными навыки понимания повествовательных схем и что такие навыки способствуют лучшему запоминанию сути рассказа, снижению усилий по обработке информации и большей гибкости приемов, связанных с распределением внимания.
«Мыльные оперы» обычно приковывают к себе внимание аудитории за счет того, что каждая серия оканчивается еще до наступления развязки. Поскольку мы чувствуем, что наш повествовательный сценарий незавершен, то наследующий день или на следующей неделе вновь усаживаемся перед телевизором, чтобы этот сценарий завершить. Этот принцип «поддержания напряжения» используется и в некоторых заключительных передачах, идущих в лучшее телевизионное время в определенный период года, дабы зрители сохранили интерес и вернулись к экранам во время показа первой передачи в следующем сезоне, стремясь узнать, какой будет развязка.
К повествовательному сценарию прибегают даже рекламодатели. Например, симпатичный молодой человек собирается отправиться на свидание (завязка), но, к своему несчастью, обнаруживает «темную кайму вокруг воротника» (интрига). Но здесь на выручку приходит его мамочка и ее изумительный стиральный порошок, благодаря которому рубашка оказывается чистой к нужному времени (развязка). Так как мы хорошо знакомы с повествовательным сценарием, то можем легко воспринять подобную рекламу, что, разумеется, только на руку рекламодателю. Кроме того, поскольку такой сценарий соответствует повествовательной структуре многих программ, он выглядит более зрелищным и потому привлечет внимание зрителей скорее, чем традиционная торговая реклама. Повествовательный сценарий — это информационная структура, глубоко укореняющаяся в сознании людей; Эсслин (Esslin, 1982) даже заходит настолько далеко, что утверждает следующее: 30-секундный рассказ о человеке, страдающем геморроем, производит такой же драматический эффект, что и классическая греческая трагедия!
Внимание. До того как нам удастся усвоить что-либо из СМИ, мы должны определить, какая информация станет объектом нашего внимания и обработки, а какая будет отброшена. Хотя существует множество способов оценки воздействия СМ И, некоторые из которых очень сложны (Thorson, 1994; von Feilitzen, Strand, Nowak & Andren, 1989; Webster & Wakshlag, 1985), необходимо также учитывать, какая именно информация подвергается когнитивной обработке. Слишком упрощенными являются как предположение, что люди обрабатывают все, что они слышат по радио или телевизору, так и гипотеза, что передаваемая информация вообще не воздействует на людей, если они сознательно не направляют на нее все свое внимание. Этот вопрос касается также и печатных СМИ. К примеру, насколько интенсивно мы обрабатываем обычную газетную рекламу, когда читаем газету?
Чтобы понять, многое ли воспринимают зрители и какое влияние оказывает на них передача, недостаточно определить лишь время, в течение которого включен телевизор. Важным вопросом при исследовании телевидения является то, какое внимание уделяют зрители происходящему на экране в тот. или иной момент времени, когда телевизор включен. Очевидно, что телевизор бывает часто включен, не завладевая при этом безраздельно нашим вниманием. Исследования телезрителей показывают, что средний ребенок старшего возраста или взрослый следят за тем, что происходит на экране, примерно 70% того времени, когда телевизор работает (Anderson, 1985; Anderson & Burns, 1991; Anderson & Field, 1991), причем эта цифра меняется в зависимости от времени дня и программы. Например, утренние программы новостей привлекают к себе меньше внимания, а передачи, идущие в выходные дни, такие, как спортивные репортажи и детские мультфильмы, — больше. Дети начинают внимательно смотреть какой-нибудь серьезный фрагмент, но быстро теряют к нему интерес, если материал превосходит их уровень понимания (Hawkins, Kim& Pingree", 1991). Определить объем направляемого внимания помогают как структурные, так и содержательные факторы (Geiger& Reeves, 1993 а, 1993 b). Иногда мы можем и не смотреть на экран, но тем не менее прислушиваться к тому, о чем по телевизору говорят, с тем чтобы направить свой взгляд на экран, когда услышим нечто интересное. Этим приемом прекрасно владеют даже очень маленькие дети (Rolandelli, Wright, Huston& Eakins, 1991).
- 2003. — 448 С. (Проект «Психология-best»).
- Ричард Харрис психология массовых коммуникаций
- Содержание
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации:
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Глава 9. Насилие: так л и уж безобидны эти драки на экране?
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Предисловие
- Предисловие к третьему американскому изданию
- Посвящается женщинам четырех поколений
- Выражение благодарности
- Глава 1. Средства массовой информации в обществе: учебное пособие для нашей жизни
- Что такое массовая коммуникация?
- Использование сми телевидение
- Другие сми
- Общий обзор книги
- Глава 2. Практика и теория массовой коммуникации: научный подход к изучению сми
- Общие основы исследования сми
- Оценка содержания
- Оценка продолжительности воздействия
- Оценка последствий
- Теории массовой коммуникации
- Теория социального научения (social learning theory)
- Теория культивирования (cultivation theory)
- Теории социализации
- Теория использования и удовлетворения
- Навязывание повестки дня
- Когнитивная (конструктивистская) теория
- Эмоциональная сторона восприятия сми что такое эмоция?
- Сми и чужой эмоциональный опыт
- Проявление эмоций и сми
- Готовность поверить
- Идентификация
- Эмпатия
- Напряженное ожидание
- Миф отражения
- Исследование воспринимаемой реальности
- Заключение
- Глава 3. Изображение групп: кривые социальные зеркала
- Изображение полов
- Образ женщин
- Образ мужчин
- Последствия принятия гендерных стереотипов
- Четыре стадии изображения меньшинств
- Афро-американцы как их изображают?
- Чернокожие в качестве зрителей
- Последствия изображения афро-американцев
- Латинос
- Коренные американцы
- Азиато-американцы
- Арабы и арабо-американцы
- Пожилые люди
- Гомосексуалисты и лесбиянки
- Люди с физическими недостатками и психическими нарушениями физические недостатки
- Психические нарушения
- Профессии
- Полицейские
- Юристы и судебные разбирательства
- Фермеры и сельская жизнь
- Студенты колледжей
- Заключение
- Глава 4. Реклама: пища (и все остальное) для размышлений
- Исторический экскурс
- Виды рекламы
- Психологические способы «достать» зрителя
- Информационный метод
- Эмоциональный метод
- Патриотические методы
- Метод пробуждения страха
- Ощущение достижений, успеха и силы
- Юмористический метод
- Реклама в форме рекомендации
- Усвоение информации из рекламы
- Фазы обработки информации
- Реклама с точки зрения когнитивной структурной теории
- Бесчестная реклама
- Непонимание или обман?
- Правдивая, но обманчивая реклама (введение потребителя в заблуждение)
- Научные исследования обманчивости рекламы
- Детская реклама
- Разграничение рекламы и других программ
- Дополнения
- Реклама длиной в целую программу и сочетание игрушек с темой программы
- Реклама табака
- Насилие
- Секс в рекламе
- Классическое формирование условных рефлексов
- Подсознательная реклама
- Заключение
- Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей
- Семейные нравы
- Модели семьи
- Семейная солидарность
- Сексуальность
- Сколько информации вам необходимо?
- Секс до вступления в брак
- Секс вне брака
- Контроль за рождаемостью и информация о спиДе
- Влияние телевидения на семейную жизнь
- Религия
- Религия в телесериалах
- Изображение проповедников и священнослужителей
- Религия в новостях
- Что пишут о религии
- Скандалы вокруг телеевангелистов
- Роль религии в светских новостях
- Религиозное телевидение
- Влияние телевидения на религию
- Заключение
- Глава 6. Спорт на экране: брак по расчету или завоевание спорта телевидением?
- История спорта в сми
- Спортивные события в печати
- Спорт по радио и телевидению Радио
- Первое телевидение
- Телевидение и спорт сегодня
- Существует ли предел?
- Социальные изменения влияют на рост числа спортивных соревнований и сми Переезд в пригороды
- Классовые различия
- Какие изменения внесло телевидение в спорт
- Изменение внешнего вида и правил в спортивных играх
- Перемены в технологии
- Фактор телелеличности
- Реорганизация лиг
- Футбол Футбол в колледжах
- Профессиональный футбол
- Олимпийские игры
- Популяризация некоторых видов спорта
- Экономические прессы
- Олимпиады как «мыльные оперы»
- Национальная гордость
- Психологические аспекты спорта и спортивных репортажей
- Спортивные программы как социальное событие Совместный просмотр спортивных передач
- Еда и питье
- Соперничество и сыгранность команд
- Национализм
- Празднование победы
- Статистика
- Звезда против команды
- Насилие в спорте
- Эмоциональная польза
- Гендерные роли и пристрастия
- Социализация тендерных ролей
- Расовые предрассудки
- Почитание героев
- Заключение
- Глава 7. Новости: устанавливая повестку дня для всего мира
- Что такое новости?
- Характерные черты значимого события Главные признаки
- Второстепенные характеристики
- Средства массовой информации как создатель особой реальности
- Манипуляции с новостями
- Непосредственная цензура
- Запугивание
- Блокирование доступа
- Косвенная цензура
- Манипуляция эфирным временем
- Самоцензура сми
- Объединение организаций, занимающихся сбором новостей
- Репортажи о войне в персидском заливе: конкретный пример
- Как американские военные руководили изложением событий в новостях
- Поддержка войны в сми
- Репортажи независимых журналистов
- Последствия освещения новостей в прессе
- Влияние различных точек зрения
- Память о новостях
- Эффекты воздействия новостей на атрибуции и принятие решений
- Самоубийства: провоцируют ли на них новости?
- Как масс-медиа воздействуют на внешнюю политику
- Дипломатические переговоры
- Яркие образы
- Сми и правительство
- Вьетнамская война
- Терроризм
- Заключение: вымысел становится реальностью
- Документальная драма: факт или вымысел?
- Границы влияния сми
- Глава 8. Политика: роль новостей и рекламы в победе на выборах
- Сокращение дистанции между кандидатом и обществом
- Освещение политических кампаний в сми
- О чем много говорят и пишут в сми
- О чем мало пишут и говорят
- Американские президентские дебаты
- Освещение дебатов в сми
- Воздействие на зрителя
- Использование кандидатами новостей программы
- Создание псевдособытий
- Отражение атак противника
- Потребность быть принятым всерьез
- Политическая реклама
- Цели Узнавание имени
- Ключевые вопросы программы
- Создание имиджа
- Позиция кандидата
- Сбор денег
- Методы политической рекламы
- Негативная реклама
- Эффекты политической рекламы
- Телевидение как культиватор политической умеренности
- Заключение
- Глава 9. Насилие: так ли уж безобидны эти драки на экране?
- Страшные образы
- Реакция на чувство страха
- Моделирование
- Моделирование насилия в жизни
- Базовое социальное научение и полевые исследования
- Факторы взаимодействия с моделями в сми
- Подкрепление
- Сенсибилизация
- Десенсибилизация
- Процесс десенсибилизации
- Последствия десенсибилизации
- Культивация
- Катарсис
- Кто любит смотреть насилие по телевизору и почему?
- Социальные факторы
- Личностные факторы
- Длительные исследования
- Как помочь детям преодолеть страх и другие негативные эффекты насилия в сми видеоограничитель насилия
- Дискуссии и другие интервенции
- Систематическая десенсибилизация
- Личностные переменные
- Заключение
- Глава 10. Секс: возбуждение, отвращение
- Характер секса, изображаемого в сми проблемы дефиниции
- История секса в средствах массовой информации
- Секс в средствах массовой информации сегодня
- Эффекты восприятия секса через масс-медиа
- Возбуждение
- Установки и ценности
- Экспериментальные доказательства
- Поведенческие эффекты
- Растормаживание
- Сексуальные преступления
- Катарсис
- Преобладающий тон
- Сексуальное насилие
- Эротика как стимулятор агрессии
- Индивидуальные различия мужчин-зрителей
- Боевики
- Эффекты от просмотра фильмов с большим количеством насилия и жестокости
- Смягчение негативных эффектов сексуального насилия
- Освещение в прессе преступлений, связанных с сексуальным насилием
- Заключение
- Глава 11. Благотворительность в сми: сми приносят пользу и помогают людям
- Детские социальные телепередачи
- Улица сезам
- Что представляет собой это шоу
- Эффекты просмотра улицы Сезам
- Другие проекты студии телепрограмм для детей
- Изменение установок, связанных с гендерными ролями
- Вклад коммерческих телекомпаний
- Первый канал
- Общественно-полезные телепередачи для взрослых
- Использование сми в социальном маркетинге
- Препятствия на пути продвижения социального маркетинга
- Аудитория
- Характеристики эффективности кампаний
- Позитивные эффекты социального маркетинга
- Кампании по охране здоровья в сми
- Программа Стэнфордского университета но снижению многофакторного риска
- Заключение
- Глава 12. Конструктивное использование сми в нашей жизни: возможности нового тысячелетия
- Сравнение различных масс-медиа ментальные усилия и социальное взаимодействие
- Извлечение информации и память
- Масс-медиа и воображение
- Грамотность усвоения материалов сми
- Образовательные программы в школе
- Что можно сделать дома
- Влияние на масс-медиа
- Усилия отдельного человека
- Усилия группы людей
- Изложение исследований о сми для широкой публики
- Будущее и новые технологии радиус действия сми
- Новые технологии Изменения в самом телевидении
- Компьютерные коммуникации
- Что такое массовые коммуникации? (возвращаясь к.Вопросу)
- Заключение