logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Дискуссии и другие интервенции

Хотя методы ослабления эффектов насилия по телевидению не являются основной темой данного исследования, можно привести некоторые интересные данные на эту тему. Хьюсман, Ирон, Клейн, Брайс и Фишер (Huesmann, Eron, Klein, Brice & Ficher, 1983) разра­батывали методы изменения установок детей к телевизионному на­силию. 169 первоклассников и третьеклассников, которые смотрели много фильмов с насилием по телевизору, прошли две сессии тера­пии в течение двух лет. Первая сессия включала показ детям видео­клипов и дискуссии на тему насилия и других ненасильственных «реалистических» способов разрешения проблем. Ни сессия тера­пии, ни дискуссия контрольной группы, в которой обсуждались другие аспекты телевидения, не оказали никакого влияния на собст­венное жестокое поведение детей и их веру в реальность насилия на экране.

Тем не менее второе вмешательство, проведенное психологами в той же самой группе 9 месяцев спустя, побудило детей искать до­воды против негативного влияния телевизионного насилия, они писали сочинение на эту тему и записали на видео чтение своих эссе. Такая терапия (а не контроль) привела к снижению жесто­кости в поведении и ослаблению взаимозависимости агрессии и просмотра насилия по телевизору. С точки зрения установок, те­рапия оказала существенное влияние, когда дети отвечали на два вопроса: «Безвредны ли для детей фильмы с драками и стрельбой?» и «Правда ли, что от частых просмотров жестоких фильмов дети становятся злыми?». Смягчающий эффект сильнее всего .проявлял­ся у детей, которые меньше всего идентифицировали себя со злыми персонажами фильмов и связывали важную роль идентификации с агрессивной моделью.