logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Профессиональный футбол

Хотя студенческий американский футбол уже с конца XIX века вошел в моду и стал популярен, до появления телевидения про­фессиональный футбол был своего рода примечанием к американ­скому спорту. В 1920 году большинство футбольных команд штата Огайо объединилось наконец в Национальную футбольную лигу. Их официальное объединение состоялось в Кантоне, на автомобиль­ной выставке. Когда Пит Розелл стал в 1960 году председателем Национальной футбольной лиги, то весь ее штат состоял из «двух парней и 80-летней девушки Келли» (Rader, 1984, р. 83); к 1984 году та же самая организация занимала целых пять этажей в особняке на Парк-авеню.

Организации профессионального футбола обращались с телеви­дением более умело, чем бейсбольные. Комиссионеры Националь­ной футбольной лиги Берт Бели его последователь Пит Розел были ловкими дельцами: с помощью хозяев команд они порой «глуши­ли» показ местных спортивных программ, чтобы сохранить аудито­рию зрителей на стадионах, но не слишком часто, во избежание вспышек гнева фанатов. Крупный план на телевидении в совокуп­ности с интерпретацией спортивного комментатора помогал сделать изначально нечеткую скучную игру захватывающей. Теперь фанаты могли проследить, что происходит с мячом.

Тем не менее телевидение по-прежнему требовало перемен в спор­те. После того как телевизионные перерывы увеличились, время иг­ры за счет этого и других факторов тоже удлинилось: если в 1978 го­ду игра длилась 2 часа 57 минут, то в 1990-м — 3 часа 11 минут (Zoglin, 1990 b). Сезон 1992—1993 года стал на 2 недели длиннее. В 1992 году вышло на пять рекламных роликов больше, чем в 1989.

Игры на Суперкубок, которые начались в январе 1967 года, стали одним из блестяще спланированных коммерческих событий в масс-медиа. Они проходили сразу же после слияния Национальной фут­больной лиги и Американской футбольной лиги, произошедшего на год раньше. К началу 70-х годов в США Суперкубок по числу зри­телей, смотревших его по ТВ, опередил соревнования Мировой серии по бейсболу и игры «Кентукки дерби». В отличие от них, Суперкубок был созданием телевидения, а не учрежден когда-то и лишь приспособлен к новому СМИ. Воскресный Суперкубок стал ежегодным январским праздником, перед его началом в СМИ про­ходит шумная рекламная кампания. Игры смотрят полстраны, хотя в этой серии было много неровных и неинтересных матчей. Сама трансляция становится событием, а то, что происходит в игре, уже не так важно. К 80-м годам многие фирмы начали вкладывать зна­чительные деньги в рекламу во время Суперкубка, при этом рек­лама впервые прокручивалась во время игры; это «найденное» для рекламы время послужило значительным источником дополни­тельной прибыли для СМИ. Телекомпании стали вырывать друг у друга привилегию трансляции матча. Стремительно разрасталась сеть сопутствующих игре мероприятий: множились телевизионные пред­ставления, специальные "выпуски до и после программы. Телевиде­ние порой использует большую аудиторию зрителей для своих це­лей: собираются пожертвования или ведется какая-либо пропаган­да, например, сообщается о возрастающем числе случаев грубого обращения мужей с женами. Уэннер (Wenner, 1989) даже считал, что шоу перед Суперкубком — движущая сила скрытой политической пропаганды.