logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Теории социализации

Используя подход, имеющий много общего с теорией культиви­рования, различные теории социализации (см. обсуждение у Heath & Bryant, 1992) акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником на­ших знаний о мире и нашей роли в нем. Мейровиц (Meyrowitz, 1985) и Поустмен (Postman, 1982, 1985) утверждают, что в век телевиде­ния дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это было несколько столетий назад. Телевиде­ние — это окно, через которое дети узнают о мире взрослых, более не являющемся для них тайной. Таким образом, влияние телевиде­ния заключается в гомогенизации стадий развития: дети становятся похожими на взрослых, а взрослые — похожими на детей. Кроме то­го, постулируется и приписывается влиянию СМИ аналогичное «сглаживание» дихотомий маскулинность—фемининность и поли­тик—обыватель, следствием которого становится более андрогинное поведение и оценка политических кандидатов в соответствии с лич­ными стандартами.

Еще одна теория социализации уделяет первостепенное вни­мание условиям, способствующим максимальному социализирую­щему влиянию СМИ. Ван Эвра (Van Evra, 1997) считает, что со­вокупное влияние СМИ на детей наиболее велико тогда, когда пе­редачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистичное, возможно из-за неспособности «критически Мыслить» во время просмотра. Социализирующие эф­фекты особенно сильно сказываются на заядлых телезрителях, ко­торые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым релевантным жизненным опытом. Например, очень вероятно, что СМИ окажут сильное воздействие на мальчика, который часто смотрит комедийные сериалы и воспринимает как реалистичные изображения этнических групп, с которыми он редко сталкивается в жизни.

СМИ, особенно телевидение, — это крайне важные источники национальной и культурной социализации (Rosenberg, 1992). Вос­приятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является час­тично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения мо­жет быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. Сравнивая американских детей и проживавших в США детей из других стран, Зохури (Zohoori, 1988) обнаружил, что иностранные дети находят телепередачи более интересными, проводят больше времени за их просмотром, чаше идентифицируют себя с телевизионными персо­нажами и используют телевидение в образовательных целях, чем американские дети. В согласии с теорией культивирования, они так­же относились с большим доверием к социальной реальности, ка­кой ее изображает телевидение. То, что создаваемый телевидением, мир казался им более реальным, хорошо согласуется с тем фактом, что они меньше непосредственно соприкасались с культурой и де­лали свои выводы на основании ее изображения. Взрослые имми­гранты также часто обращаются к телевидению, чтобы пополнить свои знания о США, как до, так и после своего прибытия в эту страну (Chaffee, Nass & Yang, 1990). В модуле 2.2 даны примеры то? то, как телевидение используется в качестве социализирующего аген­та в трех очень разных обществах.

. Теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ. Тем самым они помогают нам по­нять, насколько комплексным и всепроникаюшим. является влия­ние масс-медиа. Однако эти теории критикуют за недостаток конкретности и внимания к превалирующим социальным и истори­ческим тенденциям. Подробное развитие этого рода аргументов можно найти у Кыоби (Kubey, 1992), критикующего Мейровица (Meyrowitz, 1985).