logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Исторический экскурс

Археологи обнаружили самое древнее объявление, датирующее­ся около 1000 годом до н. э., в греческом городе Фивы. Это была над­пись, в которой некий рабовладелец обещал дать «целую золотую мо­нету» за поимку сбежавшего раба. Рекламные объявления и реклама в собственном смысле этого слова возникли во времена изобретения книгопечатания в середине XV века, однако газеты начали постоянно печатать рекламные объявления только через сто лет. Промыш­ленная революция в XIX веке дала рекламе мощный импульс, в этот же период возникают журналы, поскольку развитие транспорта и осо­бенно железных дорог сделало возможным распространение общена­циональных изданий по всей стране. Когда в 1920 году появилось ра­дио, после 1945 года — телевидение, затем в 80-х годах — кабельное телевидение, а в 90-х годах Интернет и «Всемирная паутина» (World Wide Web), то постепенно открывались все новые и новые возмож­ности для вложения в рекламу денег и творческих идей.

Первые опыты по установке радио проводил в Италии Маркой и в 1890-х годах и Де Форест в 1906-м, группа инженеров построила в Питтсбурге первую экспериментальную радиостанцию в 1919 году, а уже в 1920 году радиостанция K.DKA транслировала результаты пре­зидентских выборов. К концу 1920 года в эфир выходило 30 амери­канских радиостанций, к 1922 году — 400. В 1927 году вышел Акт о лицензировании и контроле радиостанций. Этот закон подтверждал для радиовещания режим свободного предпринимательства. Почти в то же время Великобритания приняла совершенно иное решение: при поддержке правительства была создана радиостанция ВВС. Обе эти экономические модели в конце 40-х годов были перенесены с радио на телевидение, и до сих пор такой порядок сохраняется в той и дру­гой стране, хотя в США теперь есть несколько государственных про­грамм, а Британское телевидение стало более коммерческим. И ту, и другую модель переняли впоследствии многие другие страны.