logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Заключение

Итак, какой вывод мы можем сделать на основе большого количе­ства работ о насилии в масс-медиа, включающих лабораторные экспе­рименты и реальную жизнь? Несмотря на то что ни одно исследование само по себе не установило достаточно четко вредный эффект насилия на телевидении для детей, в целом имеющиеся данные подтверждают вредное воздействие наблюдения насилия. Эти эффекты имеют три направления: после того как ребенок видит насилие, у него возрастает ощущение страха, его поведение становится более жестоким, у него развивается десенсибилизация (Huston et al., 1992). Лабораторные ис­следования дают более отчетливые показатели, чем полевые исследова­ния, и разные ученые по-разному интерпретируют одни и те же данные. (Например, Dubow & Miller, 1996; Friedrich-Cofer & Huston, 1986; Hustonetal , 1992; Strasburger, 1995; Woodetal., 1991; J. L. Freedman, 1984, 1988; Cumberbatch & Howitt, 1989.) Большинство исследователей все же признают весомость доказательств в пользу этих трех негативных эф­фектов. Даже если допустить такой невероятный факт, что эти эффек­ты в действительности проявляются слабее, чем покажется многим, все же есть достаточно веские основания для беспокойства.

Большинство долгосрочных полевых исследований показывают стойкую позитивную корреляцию между насилием на телевидении и последующей агрессией в поведении, однако величина таких корре­ляций необычайно мала (например, r-корреляции Пирсона состав­ляют 0,15 и 0,3, объясняя от 2 до 9% отклонений). Неудивительно, что эти корреляции малы. Данный факт можно обосновать в соот­ветствии с теорией социального научения, поскольку телевидение все же всего лишь очень небольшая часть всех эффектов и влияний на человеческую жизнь (Tan, 1986). Тем не менее телевидение и СМИ — одно из таких влияний.

Эффекты насилия в масс-медиа не одинаковы для разных зрите­лей. Некоторые люди больше других подвержены влиянию телеви­дения, и отдельные эпизоды шоу воздействуют на них сильнее. При выборе политики — регуляции актами закона или основополагающих принципов телеиндустрии — нужно учитывать эти различия. Всякое насилие на экране приносит людям неодинаковый вред. В этом за­ключается проблема введения ограничителей насилия и рейтингов.

Еще одна проблема, которая усложняет вопросы политики в отно­шении СМИ, состоит в том, что темы насилия необычайно распростра­нены в масс-медиа. Конечно, насилие преобладает в развлекательных программах и фильмах, но оно также широко распространено в мульт­фильмах, новостях, лирических песнях и там, где мы менее всего ожи­даем, когда говорим о насилии в СМИ (см. модуль 9.6).

Велись жестокие и разгоряченные дебаты об эффектах насилия в масс-медиа — и вероятно, они и дальше будут вестись на таком же уровне. Как и следовало ожидать, телесети и телеиндустрия в целом не признают выводов бихевиористских исследований. Негативные эффекты телевидения, вероятно, не настолько распространены и серьезны, как считают самые строгие критики, но они и не настоль­ко безопасны, как полагают апологеты (например, Cumberbatch & Howitt, 1989; J. L Freedman, 1984, 1988; Howitt, 1982). Мы должны выйти за рамки порицания СМИ за все насилие в жизни, но и не должны снимать с них ответственности, как если бы СМИ не ока­зывали никакого влияния на зрителей.

Мы еще детально не рассматривали один вид насилия на телеви­дении и в СМИ, представляющий особую опасность (сексуальное на­силие). В следующей главе мы обратимся к этой теме и детально ис­следуем ее и проблему секса в масс-медиа.

Модуль 9.6. ДРУГИЕ ВИДЫ КОСВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСИЛИЯ В МАСС-МЕДИА

Когда мы говорим о насилии в СМИ, то, как правило, представля­ем развлекательные телесериалы, фильмы и, вероятно, новости. Тем не менее существует много других сообщений, передающихся через СМИ, которые говорят нам, что насилие — это здорово, нормально или, по крайней мере, не так уж плохо. Есть и наглядные примеры:

1. Музыка. Очень популярная песня, в 1997 году лидировавшая в хит-парадах поп-музыки США, это песня группы Prodigy «Убей мою сучку». Популярная лирическая песня в стиле рэп «Я знаю игру» Моба Дипа звучала так: «Наемник ждет, кого замочить/он придет в чер­ном/ тебе башку проломить/ твои мозги задымятся/ брюхо разорвет, одежда промокнет... голову снесет...»

2. Спорт. В декабре 1997 года баскетболист из команды «Голден стейт варриорз» Лэтрелл Спруэлл напал на тренера П. Дж. Карлезимо, ударил его по шее и через несколько минут завопил: «Я убью тебя. Бу­дет лучше, если ты уберешь меня из этой команды, или я сделаю, что сказал». Хотя за такую выходку он получил максимальную дисквали­фикацию в истории NBA (один год) и тут же потерял выгодный кон­тракт с командой «Конверс», в прессе все же широко обсуждалось, что Карлезимо спровоцировал Спруэла и был к нему нечуток. Срок дис­квалификации Спруэлла впоследствии сократили, но тем не менее он понес более строгое наказание, чем другие горячие головы из NBA, как, например, суперзвезда баскетбола Чарльз Баркли, который плю­нул на фаната и выбросил его через стеклянное окно на улицу (J. Stein, 1997 b). Все же многие репортеры задавали вопрос, на какой другой работе можно вернуться к выполнению своих обязанностей после на­падения на босса и угрозы убить его.

3. Компьютерные игры. Видеоигра «Ночная ловушка» (Night trap) основана на сюжете, когда вампиры нападают на легко одетых мо­лодых женщин и сверлят им шею дрелью. «Сплаттерхауз-3» (Splat-terhouse 3) изображает мужчину в хоккейной маске, который нападать на монстров и убивает их мясным ножом (Strasburger, 1995). В игре «Квейк» (Quake II) машина пожирает людей и выплевывает мелкие ку­сочки, оставшиеся от них. Французская компьютерная игра, создан­ная BMG Interactive, призывала игроков стать «врагом общества номер 1», грабить, убивать и переправлять наркотики. Полицейские Парижа потребовали запретить эту игру (Hamilton, 1998).