logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Социализация тендерных ролей

Хотя эта дихотомия не так явно проявляется, как в прошлом, мальчиков больше поощряют заниматься спортом, чем девочек. Та же самая симметрии, правда менее очевидно просматривающаяся, при­менима и к просмотру спортивных передач и чтению газет. Мальчиков поощряют их родители (обычно отцы) смотреть игры по телеви­дению, играть в футбол или баскетбол во дворе. Не только занятия спортом, но и просмотр спортивных передач по ТВ стал частью муж­ской роли. Когда в семье отец интересуется спортом и спортивными программами, а сын — нет, то мальчик часто получает скрытые или откровенные послания, что такая не заинтересованность неоправдан­на и подрывает или ставит под сомнение его мужественность. Совме­стный просмотр спортивных передач стал частью реальности взаи­моотношений отцов и сыновей и иногда — отцов и дочерей.

Мужчины пользуются одним преимуществом, которое дает им просмотр спортивных программ: это, пожалуй, единственная об­ласть, в которой они могут свободно выражать эмоции. Мужчины, наблюдая за игрой вместе, в каком-то смысле тоже становятся иг­роками, они могут относительно свободно выражать свои чувства и даже прикасаться друг к другу. В Англии и Северной Америке это практически единственная возможность для мужчин обняться на публике. Многие гетеросексуальные мужчины, пожалуй, ни разу в жизни не обнимали никого вне семьи или даже дома, если это не была ситуация, когда они смотрели на какой-то вид спорта или играли сами.

В прошлом девочкам часто внушали, особенно после того, как они достигали половой зрелости, что спорт — это неженственное мальчишеское дело, что занятия спортом помешают понравиться мужчинам. В последние десятилетия, однако, ситуация значительно изменилась, и девушки и женщины могут быть одновременно спор­тивными и сексуальными. Мы все меньше удивляемся и считаем неуместным, когда женщины смотрят спортивные игры или знают о спортивных событиях больше, чем мужчины, хотя аудитория боль­шинства спортивных программ остается преимущественно мужской. У Криидон (Creedon, 1994) приводится литература о женщинах, спорте и масс-медиа.

Модуль 6.5. ПЕРФЕКЦИОНИЗМ, ПРОБАБИЛИЗМ И СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ

Почему некоторые люди — яростные спортивные фанаты, а дру­гие совершенно равнодушны к спорту? Их личность, по-видимому, никак не влияет на этот факт, потому что даже мягкие и ненапори­стые люди проникаются духом соперничества, когда смотрят спорт по телевизору. Автор предлагает собственную теорию, хотя и совер­шенно непроверенную на практике.

Как и статистика, спорт — это спекуляция, основанная на тео­рии вероятностей. Можно делать самые разные предположения о том, кто выиграет игру или гонки, но предположения останутся только предположениями. Если команда А по всем значимым по­казателям лучше команды Б, то она, вероятно, победит. Вероятно, но необязательно. Очень редко, но все же случается, что самую непобедимую команду побеждает неумелый противник. Экспансив­ная команда «Флорида марлине» даже выиграла в 1997 году Ми­ровую серию по бейсболу.

С одной стороны, эта неопределенность и делает спортивные зрелища такими захватывающими. С другой стороны, неопределен­ность плохо переносится определенным типом людей, в особенно­сти — перфекционистами. Перфекционисты всегда рассуждают с точки зрения «все или ничего». Одна сторона либо побеждает (одер­живает успех), либо терпит поражение. Перфекционистам нравится предсказуемость; если одна сторона объективно лучше по всем объ­ективным критериям, она всегда должна одерживать победу. В от­личие от большинства людей, фанаты спорта могут скорее предпо­честь полный разгром в 55 : 0 своей футбольной команды, чем с тру­дом доставшуюся победу.

Чаще перфекционистов все же вообще не привлекает спорт. Он слишком непредсказуем, к тому же перфекционистам невыносимо обидно, когда их команда не выигрывает. Вряд ли их не волнует, кто выиграет. Наоборот, их это слишком волнует.