logo
515918_1DC13_harris_r_psihologiya_massovyh_komm

Глава 5. Мораль и нравственность. Сми в роли родителей и пастырей

Вопрос. Сколько сексуальных сцен между неженатыми людьми по­казывают по ТВ в США?

Ответ. Пять или шесть сцен по вечерам (Liebert & Sprafkin, 1988), 24 из 25 сцен в мыльных операх (Lowry & Towels, 1989), 32 из 33 сцен в фильмах категории R (Greenberg, Brown & Buerket-Rothfuss, 1993).

Вопрос. Сколько вымышленных телегероев — верующие, если срав­нить их с количеством верующих американцев в реальной жизни?

Ответ. В реальности 89% американцев заявляют, что исповедуют ту или иную религию, а на ТВ всего 5% телегероев верующие, ре­лигиозно настроенные персонажи крайне редко появляются в те­левизионных шоу (Skill, Lyons & Larson, 1991).

Вопрос. Почему сеть магазинов «Верджин мегасторз» (Virgin Megastores) убрала с полок компакт-диски группы «Чамба-Вам­ба» (Chumba-wamba)?

Ответ. Потому что солистка группы Элис Наттер, когда высту­пала в шоу «Политически некорректен» («Politically incorrect»), по­советовала зрителям украсть компакт-диски «Чамба-Вамба» из магазинов «Верджин мегасторз» (J. Stein, 1998).

Больше всего общественность обеспокоена тем, что СМИ берут на себя роль учителя нравственности, «передают от поколения к поколе­нию некие оставшиеся в наследство моральные нормы» (Lasswell, cited in G. Tuchman, 1987, p. 195). Тем не менее сама суть этого социального наследия еще бурно обсуждается. Несмотря на то что в очень немногих репортажах СМИ, радио и телепередачах явно просматривается мо­раль, но намеки на те или иные нравственные ценности встречаются всегда, в особенности на ТВ. В этой главе мы определяем нравственные ценности как установки в отношении чего бы То ни было, когда нам да­ют понять, какая позиция «правильная», а какая — нет.

С одной стороны, СМИ можно считать непосредственным от­ражением нравственности самого общества. Если общество не при­держивается пуританской морали, это отразится и в СМИ. Если оп­ределенные религиозные ценности доминируют в обществе, в масс-медиа они также будут преобладать. С другой стороны, масс-медиа можно считать катализатором изменений общественных нравов. Ценности СМИ необязательно совпадают с общественными ценно­стями и моралью, в то же время СМИ могут невольно придавать большее значение одним понятиям и снижать значимость других. Критики пишут о том, что телевидение США отражает мораль Нью-Йорка и Лос-Анджелеса — там производится основная масса теле­программ, и таким образом мораль этих двух городов культивирует­ся для всей страны. В то же время критики утверждают, что масс-медиа обязаны способствовать распространению морали. Например, после мятежей в Лос-Анджелесе в 1992 году раздавались призывы к СМИ не разжигать расовые конфликты, а, наоборот, способство­вать развитию гармоничных расовых отношений. Некоторые стра­ны занимают еще более строгую политическую позицию: так, в мно­гонациональном Сингапуре и Малайзии в СМИ не позволяется утверждать или писать ничего, способного разжечь межгрупповое недовольство.

Часто раздаются недовольные мнения и жалобы на то, что теле­видение более снисходительно сегодня, чем раньше (часто говорят: «О, если бы вернуть назад старые времена "Оззи и Харриетт", шоу Донны Рид, "Семейства Бреди" и тому подобных передач, когда те­левидение было носителем стойкой семейной морали»). Очевидно, что во многом СМИ на Западе сегодня более снисходительны, чем раньше, хотя ситуация далека от «сойдет все, что угодно». Более то­го, в некоторых отношениях масс-медиа стали намного строже, чем 40 лет назад (см. модуль 5.1). Есть все причины считать, что леген­дарный «золотой век» 50-х годов был совсем не таков, каким его часто представляют (см. модуль 5.2). В работе Селноу (Selnow, 1990) при­водится контент-анализ нравственных ценностей ТВ.

Хотя и тревоги, общества и внимание ученых больше обращены к телевидению, пресса и радио, безусловно, тоже касаются нрав­ственных проблем. Редакторы газет регулярно сталкиваются с во­просом, какое количество информации стоит приводить о жертвах преступлений. Радиостанции постоянно тревожит то, как слушатели воспримут песню или рэп-лирику, слишком откровенно попираю­щие общественную мораль, например песню «Продиджи» «Убей мою сучку», текст рэпера Айса Ти «Полицейский убийца» или сочине­ние «Интелиджент Зудлума «Пуля в голове» (об убийстве офицера полиции).

В этой главе мы обратимся к семейной морали и религии, иссле­дуя то, как масс-медиа влияют на отношение к ним своей аудитории. Конечно, этими двумя областями вопрос о взаимовлиянии нравст­венных ценностей и СМИ не исчерпывается. Кроме того, по боль­шей части наши комментарии распространяются лишь на США и их не всегда можно прямо применить к СМИ в других странах.

СМИ как распространитель нравственности — пожалуй, самая трудная тема для эмпирических исследований. Хотя много дискутиру­ют и рассуждают о воздействии масс-медиа на общественные ценно­сти, существует очень мало хороших исследований, которые бы дали четкие ответы на все вопросы. Проводились эксперименты, в которых исследовался характер ценностей, проповедуемых в масс-медиа, и воз­действие СМИ на мораль. Некоторые из этих работ упоминаются нами. Плодотворными для проведения экспериментов стали теория куль­тивации и подход с точки зрения получения пользы и удовольствия. Поскольку СМИ на наглядных примерах показывают своей аудитории, что хорошо и правильно, то тем самым эти ценности незаметно куль­тивируются в зрителе, читателе и слушателе. Насколько сильно уко­реняются новые установки, зависит от того, почему человек просмат­ривает газеты или смотрит телевизор и что он приобретает в результате получения информации.

Модуль 5.1. ВОЗРАСТАЮЩИЙ КОНСЕРВАТИЗМ МОРАЛИ СМИ

Несмотря на то что с 1950-х годов СМИ стали более снисходи­тельными к ряду проблем, свое отношение они смягчили отнюдь не во всем. В некоторых вопросах стандарты на телевидении США стали строже, чем раньше. Пожалуй, самые строгие запреты и цен­зура относятся к фактам или выражениям, считающимся раси­стскими или сексистскими. Старая комедия, телевизионный хит «Амос и Энди», уже в середине 50-х считалась крайне расистской;

сегодня она, пожалуй, представляется откровенно оскорбительной и неуместной, даже уродливой. Расистские шутки в вечернем эфи­ре США считаются неприемлемыми, если только их не отпускает совершенно отвратительный персонаж какой-нибудь телевизион­ной драмы. В разных культурах по-разному относятся к расизму и межгрупповым различиям. Так, совсем недавно в Гонконге, где жи­вут довольно много людей африканского происхождения, была вы­пущена зубная паста «Darkie»(«Herp»).

Еще одна деликатная тема — любое скрытое или откровенное насилие по отношению к женщинам, если только оно не подается критически в контексте драмы. В 1955 году все смеялись, когда Ральф Крамден в «Молодоженах» тряс кулаком перед лицом жены и сердито ругался: «Когда-нибудь, Элис, я тебе заеду прямо в ро­жу!» Сегодня эта шутка покажется зрителям оскорбительной и не­уместной, также как невозможно было показать в 1955 гомосексуа­листа или нецензурно ругающегося отца семейства.